Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Получил благодарность Жукова. Каким был пулеметчик, полный кавалер ордена Славы белорус Филипп Гупинец

Оглавление

Боевые подвиги, да и вся жизнь уроженца деревни Волчин, что на Брестщине, являют собой яркий пример служения Отечеству.

Вот скупые, но такие емкие, строки из одного наградного листа на младшего сержанта 280 стрелкового полка 185 стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта, размещенного на сайте Министерства Обороны Российской Федерации «Подвиг народа»: «т. Гупинец огнем своего пулемета уничтожил до 10 немцев. При отражении контратаки противника не отступил ни на шаг, а затем одним из первых вышел на берег реки Одер. За исключительную храбрость в бою достоин правительственной награды».

В борьбе за лучшую жизнь в 30-е годы прошлого столетия

Родился Филипп Гупинец в 1910 году, в обычной крестьянской семье белорусов, в свои 12 лет был вынужден трудиться пастухом, затем работал по найму у польских помещиков и зажиточных крестьян. Рано включился в национально-освободительную борьбу белорусского народа на оккупированной Польшей территории, принимал участие в работе местной ячейки Коммунистической партии Западной Беларуси. За свою политическую деятельность был арестован и в 1935 году приговорен к пяти годам тюремного заключения.

Коммунистическая партия Западной Белоруссии работала в подполье с 1923 по 1939 годы.

Учредительная конференция КПЗБ состоялась в октябре 1923 года в Вильно. В ней участвовали представители партийных округов Западной Белоруссии — Белостокского, Брестского и Виленского, а также представители Коммунистической партии Польши. Был избран Центральный комитет и секретари ЦК — Иосиф Логинович (Павел Корчик), Стефан Мертенс (Скульский), С. Миллер (Шлемка) и А. Кончевский (Владек). В 1924 году был создан Коммунистический союз молодежи Западной Белоруссии (КСМЗБ), секретарем которого стала Вера Хоружая. Партия боролась за право на самоопределение для Западной Белоруссии, за объединение всех белорусских земель в единую Белорусскую советскую республику, за ликвидацию помещичьего землевладения. В 1934 году КПЗБ насчитывала 4 тысячи коммунистов, но около 3 тысяч членов партии постоянно находилось в польских тюрьмах, этой участи не избежал и Филипп Гупинец.

Выйдя на свободу в сентябре 1939 года, когда западные области Белоруссии в результате освободительного похода рабоче-крестьянской Красной Армии воссоединились с Белорусской Советской Социалистической Республикой, Гупинец окончил курсы трактористов и стал работать по специальности в Высоковской машинно-тракторной станции Каменецкого района Брестской области.

Партизан, затем воин рабоче-крестьянской Красной Армии

С началом Великой Отечественной войны Гупинец включился в борьбу с захватчиками, был активным помощником народных мстителей, развернувших партизанскую деятельность на северо-западе Брестской области. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков влился в ряды Советской Армии, пройдя весь свой славный боевой путь пулеметчиком в составе 280-го стрелкового полка 185-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. Короткая предфронтовая подготовка в запасном полку для Филиппа Гупинца завершилась тем, что его направили на курсы пулеметчиков, некоторые из земляков даже позавидовали ему, ведь они-автоматчики уже отправлялись в боевые полки на фронт. Лишь потом, в ходе боев, им, да и самому Гупинцу, стало понятно, что именно пулеметные расчеты были мишенью №1 для врага. За ними намеренно охотились немецкие снайперы, по их позициям наносились удары минометами и артиллерией.

-2

На курсах же Филипп Гупинец скрупулезно изучал станковый «Максим», внимательно прислушивался к рассказам сержантов, их обучавших, фронтовиков, передававших личный боевой опыт. А с учетом его жизненной закалки, природной смекалки и храбрости уже в первых боях Гупинец показал хорошую боевую выучку и меткость огня своего станкача. Не раз его пулеметный расчет выручал своих товарищей в тяжелых боях. Вот один из эпизодов: атака наших воинов «захлебнулась», немцы яростно контратаковали, боеприпасов у пулеметного расчета Гупинца было негусто, и поэтому он выжидал, подпуская врага, чтобы ударить наверняка. Уже не раз раздавались голоса: «...станкачи, станкачи, почему не стреляете? Враг рядом!» Гупинец понимал, как нелегко сдержать вражеский натиск без пулеметной поддержки, и его «Максим» заговорил вовремя, короткими, но разящими очередями, и контратака немцев была отбита.

Подвиги полного Кавалера ордена Славы

В ходе Варшавско-Познаньской операции 15-16 января 1945 года части дивизии, в которой воевал Филипп Гупинец, ставший уже младшим сержантом, форсировали Вислу, участвовали в освобождении польской столицы. В ходе дальнейшего наступления были освобождены город Сохачев, за что его родной полк получил почетное наименование, а сам Гупинец не раз отмечался как лучший пулеметчик полка.

26 января 1945 года в бою за населенный пункт Задке (Польша) младший сержант Гупинец, несмотря на сильный прицельный огонь противника, выкатил свой станковый пулемет на открытую позицию, меткими очередями подавил 2 огневые точки врага, сильно мешавших продвижению наших бойцов, чем обеспечил успешное выполнение поставленной боевой задачи. За проявленное мужество и личную храбрость приказом по 185-й стрелковой дивизии от 4 февраля 1945 года младший сержант Гупинец Филипп Алексеевич был награжден орденом Славы 3-й степени.

Чем ближе советские войска продвигались к границам Германии, тем тяжелее становились бои, особо кровопролитными были они на рубеже реки Одер. Из воспоминаний пулеметчика Василия Солдатенко: «Пятиминутная артподготовка прошла, нам команда: «Вперед!» А впереди, под нашим прикрытием, саперы должны были идти, сделать проход в проволочном заграждении. Подошли к заграждению — саперов не видно, а слева пулемет немецкий бить стал. Мы упали, лежим. Я заметил, откуда пулемет бьет, наводчику указал, куда его повернуть, и сам стрелять начал. Он заглох, стрельбы больше нет. Мы к проволочному заграждению подошли — а проходов нет. Давай шинели снимать, бросаем на проволоку и сами перескакиваем, чтобы первые траншеи побыстрее захватить. Наш батальон, наверное, на фронте километра полтора наступал, примерно пятьсот человек, девять пулеметов. Захватили первую траншею, немцы драпанули, но к тому времени многие наши пулеметчики были убиты или ранены…»

Как раз здесь, на Одере, 20 марта 1945 года Гупинец огнем своего пулемета подавил огневые точки противника, уничтожив до 10 немцев, а при отражении вражеской контратаки не отступил с занимаемой позиции и уничтожил еще до 12 немцев. Одним из первых в полку он вышел к Одеру в районе Штеттина, за этот подвиг приказом по 47-й армии от 12 апреля 1945 года Филипп Алексеевич был награжден еще одним орденом Славы, теперь 2-й степени.

-3

По окончании Восточно-Померанской операции войска 1-го Белорусского фронта были нацелены для решающего сражения на Берлинском направлении. 20 апреля 1945 года в уличном бою в городе Бернау пулеметный расчет младшего сержанта Гупинца подавил 2 огневые точки, отразил контратаку, истребив 17 гитлеровцев. За этот подвиг он был представлен к награждению орденом Славы 1-й степени. Наградной лист штабом 1-го Белорусского фронта был отправлен на рассмотрение в Москву, так как награждение высшей степенью ордена осуществлялось исключительно Президиумом Верховного Совета СССР.

«Последний бой, он трудный самый...» — эти слова из знаменитой песни в полной мере можно отнести и к Филиппу Гупинцу. В бою на подступах к реке Эльба 6 мая 1945 года(!), участвуя в отражении вражеской контратаки, уничтожил до 10 немцев, получил ранение, но не ушел с поля боя до полного выполнения боевой задачи. И к двум орденам Славы на груди нашего храброго земляка добавилась не менее значимая и почитаемая среди советских солдат медаль «За отвагу».

И в мирное время показывал примеры трудолюбия и патриотизма

В конце 1945 года Филипп Гупинец был демобилизован, вернулся на свою малую родину и также, как воевал, исключительно добросовестно работал. В мае же 1946 года в торжественной обстановке ему был вручен еще один орден Славы — высшей, 1-й степени, и Филипп Алексеевич стал полным его Кавалером!

-4

В 1949 году активно участвовал в организации в родном Волчине сельхозартели (колхоза) имени А.А. Жданова, был избран председателем колхозного правления. Приложил много усилий по налаживанию работы артели, а когда стало сдавать здоровье, продолжил работать в колхозе весовщиком до выхода на заслуженный отдых.

Умер Филипп Алексеевич 14 сентября 1981 года, прожив жизнь честно и достойно. В Брестском областном краеведческом музее хранится Благодарность, объявленная Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым, младшему сержанту Филиппу Гупинцу: «Боевому товарищу. Вы прошли большой и тяжелый путь по дорогам войны. На нашу долю выпала великая честь добить врага и водрузить над Берлином знамя Победы. В это великое дело внесли свой посильный вклад и Вы, дорогой товарищ».

-5

Весьма символично, что бланк Благодарности украшен изображением высшего солдатского ордена времен Великой Отечественной войны — ордена Славы, которым награждался рядовой и сержантский состав Советской Армии исключительно за личную храбрость. Наш же земляк Филипп Алексеевич Гупинец трижды удостаивался награждения орденом Славы, став его полным кавалером, что в среде фронтовиков ставилось в один ряд с Героями Советского Союза.

Автор статьи: Владимир Касьянов

Автор фото: фото Ф. Гупинца предоставлены Брестским областным краеведческим музеем и отделом культуры Каменецкого райисполкома, остальные — иллюстративного характера