Сегодня я хочу рассказать об одном из самых любимых мною музеев - Музей польских евреев – POLIN Museum of History of Polish Jews, который в 2016 году получил премию EMYA (Европейский музейный форум в 1977 году учредил премию «Лучший музей Европы» с целью продвижения инноваций в музейной практике, обмена передовым профессиональным опытом и идеями на всей территории Европы). Это один из самых крупных музеев в Варшаве. Я думаю, он и самый лучший – как в отношении архитектуры, сценографии, решения внутреннего пространства, неограниченных возможностей и социальной деятельности, так и, что еще более важно, – удивительной ауры, очень светлой. Архитекторы здания – финны Райнер Махламёки и Ильмари Ландельма.
Идея создания принадлежит Еврейскому историческому институту, и этот грандиозный проект, осуществленный на средства жертвователей, собранные по всему миру, поражает размахом, продуманностью до мельчайших деталей и ощущением бесконечной любви.
Это чувство меня сопровождало все время, пока я находилась в стенах здания, похожего на огромную ледяную глыбу, – один его фасад полностью остеклен и щедро залит солнцем. Войдя в фойе, ты попадаешь в огромное и сложное, неправильной формы пространство, которое словно завлекает тебя все дальше и за каждым поворотом тебя ожидают открытия.
Тут и зона ресепшен, кафе, интригующая часть инсталляции экспозиции, и совершенно необыкновенная зона релакса: залитое солнцем полностью застекленное пространство с видом на зеленую ухоженную лужайку, где расставлены шезлонги. Посетители берут кофе и отдыхают тут душой и телом.
Разлитое тепло просачивается во все уголки помещений, играет счастливыми зайчиками на огромных деревянных панелях, которыми обиты все поверхности интерьера. Зал-аудиториум, кафе, магазин и офисные помещения – все это поднято над землей и пронизано мягким светом. Экспозиция находится на минус первом этаже: ты словно спускаешься в бомбоубежище и попадаешь в семь разных залов, где рассказана тысячелетняя история евреев в Польше.
В этом музее почти нет экспонатов, вся экспозиция интерактивная, но каждая вещь, каждая фотография, каждая фраза, начертанная на стене, словно говорят с тобой, очень деликатно, трогательно и красноречиво повествуя о трагической судьбе целого народа. Невозможно уйти из этого музея без слез, невозможно остаться равнодушным…
Но вот что удивительно – то, как преподнесена история Холокоста и гонений на евреев на протяжении долгих веков, вся эта трудная и болезненная тема не вводит человека в состояние шока, отсюда не хочется бежать. Повсюду лица – красивые, умные, улыбающиеся, воссозданы еврейские кварталы, рестораны, где собирались поэты и писатели, где слушали музыку и проводили вечера поэзии, тут можно посидеть за партой в еврейской школе и узнать, как проходили занятия.
Интересно решен зал, в котором рассказывается о судьбах людей, убитых и поляками, и фашистами просто потому, что они евреи, – их фотографии показаны в узкой щели на темной стене, и приходится наклониться, чтобы разглядеть улыбающиеся лица, согнуться в поклоне…
Тут можно попасть в дома зажиточных евреев и простые сельские дома, посидеть в кинотеатре, оказаться на вокзале, а затем и в поезде, который привозит в гетто… Экспозиция не рассказывает о смерти, она говорит о жизни – самом драгоценном даре, который у нас есть, она не рассказывает о ненависти, а говорит о любви. Во всяком случае, я так прочувствовала и восприняла месседж ста двадцати кураторов, работавших над концепцией экспозиции.
В музее постоянно проходят конференции, встречи, беседы для всех, кто хочет узнать больше о еврейской культуре в прошлом и настоящем, кто понимает, как страшны ксенофобия и националистические предрассудки в современном мире. Я считаю этот музей одним из лучших с точки зрения преподнесения информации, умения увлечь посетителя своим рассказом и поддерживать интерес на протяжении всего просмотра. Тут все в меру, нет никаких пропагандистских перегибов, а есть ощущение искренности, что подкупает и делает убедительным каждое услышанное или прочитанное слово.
Совершенно другое впечатление произвел музей Kazerne Dossin в городе Мехелен (Бельгия), посвященный геноциду евреев в годы Второй мировой войны. Музей рассказывает о судьбах бельгийских евреев. Музей построен на месте еврейского квартала, на месте домов, хозяева которых подверглись умерли мучительной смертью, став жертвами фашизма. Здание в форме куба полностью лишено окон, и только последний ярус опоясывает ленточное остекление (архитектор – Боб ван Рит).
Попав внутрь, поднимаясь все выше и выше в этом, кажется, бесконечном, безнадежно замкнутом, гнетущем пространстве, ты, наконец, оказываешься на открытой залитой светом террасе, с которой открывается живописный вид на город, реку. Ты можешь обойти здание по периметру, вдыхая чистый воздух свободы.
Именно это переживание посетителя и задумывал архитектор – круги ада, которые человеку нужно пройти, чтобы тем, кто выдерживает, была дарована пьянящая свой красотой жизнь. Музей ведет исследовательскую работу, изучаются архивы, восстанавливаются имена и погибших, и выживших. Отслеживаются судьбы уцелевших в концлагерях. Целая стена с фотографиями людей. Тут все равны – и выжившие, и погибшие – все они нам улыбаются…
Что для вас музей? Каким он должен быть сегодня? Должен ли он безмолвно хранить исторические артефакты, память поколений или должен/имеет моральное право эту память интерпретировать, создавать эмоциональный фон, воздействовать на чувства зрителя, приглашать его к соучастию?
05.06.2018