Найти тему
Альбина Алдошина

ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ

ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ .

Я есть Альфа и Омега, начало и конец , говорит Господь, Который есть

и был и грядет, Вседержитель. (Отк. 1:8)

Замечаю, что чтение таких вот непридуманных историй, которые произошли непосредственно в нашем отделении хосписа, помогают «вновь прибывшим» подопечным познакомиться с традициями, уже сложившимися в палате, как в предыдущем случае; сближает людей, оказавшихся волею судеб в данной жизненной ситуации; узнать о возможности крещения; о силе Соборной молитвы, о Причастии и т.д… Те, наши подопечные, о судьбе которых звучит рассказ с радостью подтверждают «новеньким», что именно так все и было на самом деле, а еще им очень приятно слушать о себе, о тех, кто переехал в интернат, о тех, кто уже отошел ко Господу, но о душах которых мы все вместе помним в своих молитвах… Одним словом, это мое увлечение, неожиданно оказывается, значительно теперь облегчает и мне работу в хосписе.

Снова знакомимся с только поступившим «пополнением». Разговор сегодня начинается с того, что вот одна из «новеньких» бабулечек уверенно и многозначительно с атеистическим вызовом вопрошает:

- Где ОН - БОГ?!

Снова начинаем рассуждать:

В какой-то книге мне довелось прочесть такой случай, который реально имел место в педагогической практике одной молодой советской учительницы: Было это в те годы, когда в школе учителям обязательно вменялось в обязанность на уроках рассказывать деткам – «религия – это заблуждения старых и темных, необразованных старушек, обманутых попами!» Учительница была молоденькая, очень активная и деятельная. После такого антирелигиозного урока, вывела своих воспитанников – младшеклассников на улицу и говорит:

- Ребята! Кричите в небо: БОГА нет!

Детки, привыкшие доверять авторитету учителей стали послушно кричать…

И только один мальчик не стал этого делать. Внимательный педагог спросила о причине его такого поступка и услышала искренний ответ ребенка:

- Если БОГА нет, то КОМУ кричать?! А если есть – вдруг ОН обидится?!»

Малыш, а сколько мудрости!

- Что бы Вы ему ответили? – обращаюсь с вопросом к бабушке-атеистке.

В палате тишина.

Одна из наших «старых» знакомых наклоняется к своей тумбочке и достает книгу «Яко с нами БОГ», молча протягивает «сомневающимся», другая протягивает, полюбившуюся ей книгу -«Непознанный мир веры», со страниц которой к читателю обращаются и современные ученые, художники, писатели, полководцы, общественные деятели, космонавты, актеры, певцы и музыканты, приведены высказывания уже ушедших в мир иной ученых, других известных людей. Поразительные факты из истории и современной жизни христианства, факты, которые тщательно, порой столетиями, скрывались от большинства людей. Вам откроется богатейший материал для размышлений, а выводы вы будете делать сами – написано в аннотации. Вот такие у нас бабулечки читающие и эрудированные, верующие и размышляющие…

Для справки:

Об авторстве замечательного рассказа «Яко с нами Бог» мне удалось кое-что найти на сайте сыктывкарской газеты «Вера», пишет Ким Гриценко:

«Когда я со своей супругой стал усиленно изучать духовную литературу, то среди многочисленного чтения попалась брошюра «Яко с нами Бог». Прежде меня привлекали различные учения, в том числе эзотерические (Рериха, Блаватской и проч.), но после прочтения этой тонкой книжицы уже не было вопроса, где Истина. Брошюра так поразила, что стал я выяснять, кто ее автор. На обложке значилось С.Лавров – и никакого пояснения. Кто он – ученый, монах, писатель?

Пользуясь возможностями интернета, обращался в православные издательства, которые издавали «Яко с нами Бог», и везде получал один ответ: мы перепечатали с такого-то издания. Все ссылались друг на дружку. Наконец, подсказали мне, что в одной из радиобесед известный проповедник архим. Амвросий (Юрасов) признал свое авторство, пояснив, что псевдоним Лавров взял потому, что сам он из Троице-Сергиевой лавры. Казалось бы, поиски мои закончились… Но история возникновения этой замечательной книги оказалась куда интереснее, чем ожидал. В интернете случайно наткнулся на сообщение московского информационного агентства «Вертоградъ-Информ» «Старообрядцы обвиняют архимандрита Амвросия (Юрасова) в плагиате». Там же была приведена погромная, иного слова не подберу, статья старообрядца. Он утверждал, что на самом деле эту книгу написал Ф.Е.Мельников, старообрядец-полемист, а «никонианский» священник, мол, все из нее позаимствовал. Кто же тут прав?

На этот вопрос ответил сам архим. Амвросий: «В сороковых годах в одном из журналов Московской Патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском выступал лектор-атеист. Назывался рассказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез 3-4 листочка сфотографированного текста. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал: как бы оживить его, приблизить к современности… Этот рассказ мог стать маленькой отдушиной для православных христиан. Мы взяли его «скелет» за основу, нарастили его, внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось «тюха-матюха»), немой Трофимушка заговорил (для него специально сочинили диалоги), написали много текстов для Матюхина, Демьяна Лукича, других участников диспута. Трехстраничная зарисовка превратилась в большой подробный рассказ. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и исследователей. Написали вторую и третью части о том, как жить по воле Божией.

Первая книжка называлась «Как в селе Покровском похоронили атеизм». Книжку размножили на копировальной технике. Многие стали перепечатывать ее, кто на пишущих машинках, кто, как и мы, копировали… Нашлись добрые люди, издали брошюрку за границей. Брошюрка мигом разошлась по России… Она, подобно пчелке, разнесла свою весть о Боге по всей нашей огромной стране. Дело сделано, теперь можно рассказать о том, как это было…»

Самое замечательное в этой истории то, что сюжет книжки не выдуман – Федор Евфимович Мельников (1874 – 1960), сын священника Белокриницкой старообрядческой иерархии, действительно проводил в советской России религиозные диспуты. Публично он выступал на прениях с марксистскими идеологами (против Троцкого, Луначарского, Бухарина), результатом которых были изданные в 1935 и 1937 годах за границей труды «Современное безбожие, опровергаемое им самим (марксизм и атеизм)» и «О безбожнических и христианских догматах (двухдневный публичный диспут с большевистскими миссионерами безбожия)». Будучи заочно приговоренным к расстрелу Томским губернским нарсудом в 1920 году, он скрывался сначала на заимках в тайге, после – уже в 1925 году – ему удалось перебраться сначала на Кавказ, а затем, в 1930 году, в Румынию, где он прожил еще 30 лет. Там, в эмиграции, он и написал рассказ

«Откуда произошла вера в Бога?», которая легла в основу современной книги «Яко с нами Бог». Что бы ни говорили против некоторые старообрядцы, это замечательный пример сотрудничества с традиционным староверием против безверия века сего.

- А вот примеры уже из моего опыта – расскажу вам о наших подопечных, продолжаю нашу беседу:

В нашем городе произошло это четыре года назад: отчим зверски избил пятилетнего ребенка. Малыш чудом остался жив. Было сделано несколько сложнейших операций – вживляли специальные металлические пластины, которые теперь должны заменять пострадавшие от травм кости черепа. Речь на момент моего знакомства с этим малышом у него не восстановилась – он говорил всего несколько слов – мама, спасибо, дай; одна сторона тела была парализована – самостоятельно ходить не может… Так активный, любознательный, подвижный и разговорчивый мальчишка по злой воле превратился в глубокого инвалида.

Мне повезло познакомиться с этим малышом, когда операции остались уже позади, и нужно было теперь помочь его маме дома делать специальные упражнения для развития компенсаторных возможностей мозга, что позволит может быть восстановить речь. Мы позанимались и решили вместе пойти на молебен. У нас на поселке тогда только заложили фундамент будущего храма и молебны проходили на улице, рядом со строительной площадкой по воскресным дням. Небольшая группа прихожан состояла на тот момент в основном из пожилых женщин.

Деткам вообще трудно бывает молча и длительно стоять на одном месте, а нашему особенному малышу так тем более. Ребенок, как только мы вошли в ограду храма начал громко выкрикивать нечленораздельные звуки, что мешало окружающим сосредоточиться на молитве. На нас стали оборачиваться. Его молодая мама сильно смутилась. Чтобы не отвлекать внимания молящихся, я приняла решение дать возможность мамочке спокойно принять участие в молебне, для чего я, взяв ребенка, отошла подальше и стала показывать ему цветочки, травинки, бабочек, занимая его. Поскольку молебен был на открытой площадке – слова молитвы священника заглушал гомон улицы, оживленной проезжей части. Соответственно нам с Костей – так зовут малыша, было почти ничего не слышно. Но вдруг я обратила внимание, что мальчик, наблюдая за всем, что я ему показывала, периодически говорил:

- «Спасибо!»

Дальше я заметила, что он произносит это только после возгласов батюшки: «Аллилуйя» или «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.»

Так продолжалось в течение всего молебна – Костя не уставал в течении часа выговаривать слова благодарности строго после этих возгласов! Нужно сказать, что до этого молебна ребенок ни разу не присутствовал на Богослужениях, и мама его не была воцерковленным человеком. Откуда малыш знал, то, что делал?

А совсем недавно, мне пришлось стать свидетелем еще одной такой житейской истории: одна женщина страдает от алкогольной зависимости. И справиться с этой страстью не могла – своих сил не хватало, а к помощи ГОСПОДА она не имела опыта обращаться – росла и взрослела в атеистическое время. Знаю, что дочь и близкие к семье люди молились, дарили ей иконы, заказывали молебны о здравии страдающей женщины.

Вот в один из дней длительного очередного запоя я попала к ним в дом. Картина была удручающей – она, совершенно потерявшая контроль над своими мыслями и поведением, утратив адекватную связь с окружающей действительностью, беспорядочно металась по дому, громко выкрикивала какие-то претензии к присутствующим. Речь ее на тот момент, к нашему большому сожалению, изобиловала нецензурными выражениями. Это продолжалось уже

несколько часов, поэтому она даже охрипла. Видимо силы ее уже были на исходе. И она согласилась лечь отдохнуть. Мы замерли в тишине, молясь только о том, чтобы ей уснуть.

Наконец утишилась. Спала она уже несколько часов глубоким сном. Мы сидели в другой комнате в полной тишине, боясь разбудить. Вдруг мы все услышали спокойный, тонкий, приятный, похожий на детский, голос:

- Господи! Помоги! Господи, помоги!- шептала во сне она.

Это было так неожиданно и тепло, что мы даже заплакали: тело спит, мозг спит, а душа трудится, уповая на ГОСПОДА!

В моей же семье произошло следующее: заболел отец моего мужа. По началу беды ни что не предвещало - сколько его помню – спина у него болела, грыжа межпозвонковая. Пытался и в этот раз потерпеть, самолечением занялся, но облегчение не наступало. Лег в отделение. Его там всесторонне обследовали и поставили страшный диагноз – рак с метастазами. Ему об этом не сказали. Состояние его ухудшилось значительно и очень стремительно. Прошел месяц, и забирали его из больницы уже на носилках – сам идти не мог. Дочери его живут в другом городе – позвонили им, правду сказали. Они приехали. На тот момент он уже фактически без сознания был, по его состоянию казалось, что ему несколько часов жить осталось... Нужно сказать, что в храм он в своей жизни не ходил – как все советские люди «в душе верил». Одна из дочерей верующая, воцерковленная – начала у его постели акафисты читать. Жена готовилась к его уходу, одежду новую приобрела, о поминальном столе предварительно договорилась… Через три дня он всем на удивление пришел в себя. Дочь узнал, обрадовался ее приезду... Она стала его слезно умолять исповедаться и Причаститься. Он сразу же согласился, что нас всех обрадовало и в то же время удивило. Пригласили священника. Батюшка совершил таинства. Больше мой свекр сознание не терял, кушать начал. Через неделю дочь снова предложила батюшку пригласить. Снова исповедь и Причастие. Ему еще Господь послал облегчение - даже по квартире самостоятельно после этого ходить потихоньку стал. Через две недели он уже сам просил священника пригласить. Причастился в третий раз. А после спрашивает у батюшки (тут мы и узнали причину безоговорочного согласия на предложение дочери пригласить священника):

- Мне так страшно было, даже жутко, а потом вдруг Николая Чудотворца, Сергия Радонежского увидел и мне легче стало. Что это было, батюшка?

Священник улыбнулся и вместо ответа у дочери спрашивает:

- А вы кому молились?

- Святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Сергию Радонежскому – с улыбкой ответила она.

Дело пошло, вопреки диагнозу и прогнозам врачей, видимо на поправку – он стал нормально кушать, выходил на балкон подышать воздухом, уверенно и самостоятельно передвигался по квартире, даже начал готовить кушать, то есть делать домашние дела, которыми любил заниматься по жизни. Дочь вернулась к своей семье.

По прошествии трех месяцев, мой свекр, обратившись к своей жене, очень серьезно сказал:

- Знаешь, я тебе всего рассказать не могу о том, когда мне совсем плохо было, я буквально чуть не умер… Многое я увидел и узнал в тот момент... Скажу только одно – верь, БОГ ЕСТЬ!

Болезнь отступила, затаилась, но не ушла. Он после описанных событий прожил еще девять месяцев относительно активно, в полном сознании, справляясь с домашними делами, не прибегая к наркотическим уколам, которые обычно назначают для снятия болей при такой болезни. Лекарства запивал водой, освященной на молебне, к больному месту прикладывал

мешочек с земелькой с канавки Богородицы, привезенной из Дивеево. И только недели за две до своего конца он слег, но не жаловался, не требовал к себе особого внимания, как это часто бывает с лежачими больными. За три дня до своего ухода его соборовали и сознание, казалось, полностью отключилось. Однако вечером после выполнения гигиенических процедур, когда вдвоем мы перекладывали его удобнее на постели, услышали:

- Родненькие, как же вам тяжело ухаживать за мной...

Это были его последние слова. Ушел он поздней ночью, очень тихо, словно стараясь даже в последний миг никого не потревожить, так выражая заботу о своих близких…

«Душа по своей природе Христианка», писал раннехристианский философ Тертуллиан.