Найти в Дзене

Автоистория. Выпуск 14. RX-7: как создавалась роторная легенда

Что за редкий зверь этот автомобиль с роторно-поршневым двигателем? Невероятный звук, сумасшедшие обороты, отличная динамика. И все это в одном из самых красивых японских купе 90-х годов. Споры об уникальном роторном спорткаре не утихают до сих пор. Так давайте же разберемся, за что легендарная Mazda RX-7 приобрела статус культового автомобиля! До середины 60-х годов прошлого столетия Мазда представляла из себя вполне обычного производителя малолитражек. Был налажен выпуск небольших, но популярных автомобилей, которые стабильно приносили немаленький доход. Но президент компании Тинуджи Матсудо понимал, что в мире конкуренции его автомобилям нужно быть особенными, чем то выделяться, быть на шаг впереди конкурентов. Он услышал об уникальном роторно-поршневом двигателе, разработкой и усовершенствованием которого занимался немец Феликс Ванкель. В начале 1960-го года Матсудо посетил лабораторию Ванкеля, изучил потенциал мотора и понял - это то, что нужно его компании. Незамедлительно была

Что за редкий зверь этот автомобиль с роторно-поршневым двигателем? Невероятный звук, сумасшедшие обороты, отличная динамика. И все это в одном из самых красивых японских купе 90-х годов. Споры об уникальном роторном спорткаре не утихают до сих пор. Так давайте же разберемся, за что легендарная Mazda RX-7 приобрела статус культового автомобиля!

До середины 60-х годов прошлого столетия Мазда представляла из себя вполне обычного производителя малолитражек. Был налажен выпуск небольших, но популярных автомобилей, которые стабильно приносили немаленький доход. Но президент компании Тинуджи Матсудо понимал, что в мире конкуренции его автомобилям нужно быть особенными, чем то выделяться, быть на шаг впереди конкурентов. Он услышал об уникальном роторно-поршневом двигателе, разработкой и усовершенствованием которого занимался немец Феликс Ванкель. В начале 1960-го года Матсудо посетил лабораторию Ванкеля, изучил потенциал мотора и понял - это то, что нужно его компании. Незамедлительно была куплена лицензия на производство и доработку этого двигателя и вскоре Mazda сформировала команду из 47-ми самых перспективных и молодых инженеров, получивших прозвище "47 ронинов" по аналогии с японским народным преданием. Перед ними была поставлена задача создать мотор на основе двигателя Ванкеля, который можно было бы устанавливать на автомобили. Но чем же японцев так заинтересовал столь уникальный двигатель? На первый взгляд своей простотой. В обычном двигателе поршень совершает возвратно-поступательное движение, при этом задействовано множество деталей, чтобы предать вращение коленвалу. В роторном двигателе нет никаких возвратно-поступательных движений - в нем вращается только главный подвижный элемент - ротор и вал, на который передается круговое движение. В таком двигателе нет коленвала, шатунов, противовесов, головки блока с клапанами. Одним словом в роторе нет всего того, на что уходила бы дополнительная энергия при работе:

Подробное описание ротора
Подробное описание ротора

А теперь вспомните, как работает обычный двигатель. Все гениальное - просто, но даже в гениальном есть нюансы. Однако об этом чуть позже.

После 5-ти лет упорной работы, невероятного количества проб и ошибок в доводке нового двигателя вскоре появилось первое детище - купе с роторным сердцем Cosmo Sport:

Mazda Cosmo Sport
Mazda Cosmo Sport

Чтобы доказать надежность мотора, японцы выставили данный авто на 84-хчасовой гонке в Нюрбургринге и одна из 2-х машин заняла 4-е место в общем зачете, уступив лишь двум Porshe 911 и Lancia Fulvia. С тех пор роторные автомобили Mazda стали часто выступать на гоночных трассах. Но а самой невероятной демонстрацией роторных моторов стала 24 часа Ле Мана в 1991-м году. Гоночная 700-тсильная Mazda 787B, опередив Мерседесы и Ягуары, пришла к финишу первой, что стало сенсацией в то время:

Mazda 787B
Mazda 787B

"Неужели это конец обычным двигателям?" - писали тогда все газеты. Но эйфория продолжалась недолго. На следующий год регламент соревнований был переписан и выступление в Ле Мане роторных автомобилей было запрещено. Но все же данной победой роторы заявили о себе. В свое время такие консервативные производители, как BMW, Mersedes, Citroen, Chevrolet и даже наш ВАЗ с разными успехами вели разработки роторных двигателей. Но только японцам с их упорством и добросовестным подходом к делу удалось довести производство роторных движков до крупного производства. Так двигатель Ванкеля стал козырем японской компании во всем мире. Но автомобиль, прославивший роторные Мазды, стала модель RX-7, герой этой статьи:

Mazda RX-7 FD 3S
Mazda RX-7 FD 3S

Всего было три поколения легендарного купе, но я остановлюсь на самой знаменитой модели, которая увидела свет в 1991-м году(FD на фото). Все в этом автомобиле было особенным. Уникальный роторный двигатель имел не только прекрасные мощностные характеристики - он весил всего 120 кг(!), а его очень компактные размеры позволяли разместить его за передней осью, тем самым идеальной развесовки по осям 50/50. Такая развесовка дарила прекрасную управляемость на любых скоростях, что и отмечали все автожурналисты тех лет. Очень низкий вес в 1250 кг и мощность от 255 до 280 л/с (в зависимости от комплектации) позволяли молодому спорткару разгоняться до сотни всего за 5,2 сек. Малый вес, прекрасная управляемость, роторный двигатель, который легко мог раскручиваться свыше 9-ти тыс. об/мин. Ну а звук выхлопа.... Да только за один звук автолюбители одарили RX-7 безумной симпатией! Автомобиль был обречен на успех.

Mazda RX-7 стала популярна во всем мире и во многом этому способствовала японская культура. В популярном аниме сериале "Инишиал Ди" роторной Мазде отведена далеко не последняя роль. Ярко-желтая "рыкса" стала одной из самых запоминающихся автомобилей сериала. Но большинство из нас, я думаю, о таком легендарном авто узнало именно из игр. Есть ли кто-нибудь, кто не играл в знаменитую серию игр NFS? Мazda RX-7 была одним из самых красивых автомобилей в игре. А сколько часов было проведено за тюнингом.... эх, ностальгия. Ну а статус культового авто на все времена закрепила, конечно же, франшиза "Форсаж". В первой части Вин Дизель рассекает на тюнингованной RX-7. Во второй части фильма этот авто также появляется в захватывающей гонке в начале фильма. Ну а одной из самых эффектных машин в Форсаже, по моему мнению, была вот эта RX-7 в тюнинг-обвесе от компании VeilSide:

Mazda Rx-7 VeilSide
Mazda Rx-7 VeilSide

Согласитесь, сложно узнать в ней прежнюю RX-7. Данный авто облачен в боди-кит, который расширяет авто на 30 см., а 19-тидюймовые диски только дополняют картину общего расширения. Двигатель форсирован до 450 л.с, разгон до сотни - 5 сек. Изначально машина от VeilSide была построена для участия в Токийском автошоу, где получила немало наград. Но потом ее заметили представители компании Universal. Для фильма "Тройной форсаж: токийский дрифт" было построено три таких автомобиля и одну из них в конце фильма варварски разбили.... Стоил в то время такой боди-кит 12 тыс. долларов и несколько автомобилей в этом обвесе можно встретить и России.

Ну а теперь я хочу представить самого большого поклонника роторных Мазд - Майк Виддетт или Безумный Майк, как его прозвали в дрифт-сообществе. Майк - дрифтер из Новой Зеландии и то что он вытворяет на Rx-7-ой, подготовленной для данного автоспорта, в голове не укладывается:

Красотаааа....
Красотаааа....

Майк прославился своими роликами в сети, где он на своей 700-тсильной японской красавице на скорости за 200 км/ч валит боком по самым красивым уголкам планеты.

Что же представляет из себя его машина? Двигатель обычной RX-7 имеет 2 секции роторов, но Майк пошел дальше. К стандартному двухсекционному двигателю была добавлено еще две роторные секции. Это и другие доработки позволили турбированному мотору развить 700 л.с! Этот движок имеет много общего с тем легендарным роторным зверем, победившим в Ле Мане! Тот тоже был четырехсекционным. С этим авто проделана немало работы. Список доработок огромен. А недавно Майк и его команда собрали для выступления в Америке Мазду MX-5 на роторном двигателе мощностью 1200 л.с:

Такой мощи даже маслкары позавидуют. Вот она - японская сила!
Такой мощи даже маслкары позавидуют. Вот она - японская сила!

Звук этого роторного монстра просто невероятен!

Возвращаясь к вопросу выше - почему роторно-поршневой двигатель не получил такого распространения, как обычный? К сожалению, помимо явных достоинств, он имеет и недостатки. Перечислим достоинства. Итак, малые габариты и масса (по сравнению с обычным ДВС), большая мощность при меньшем объеме, в нем меньше деталей, он способен развивать более высокие обороты при меньшей вибрации, хорошо сбалансирован и имеет прекрасные динамические показатели, ну и одно из главных достоинств - меньшая склонность к детонации. Что же касается недостатков - они также есть: повышенный расход топлива (особенно на малых оборотах), малый ресурс (редко какой ротор доживает до 150 тыс. км), быстрый износ уплотнителей (при износе которых из-за прорывов газов повышаются вредные выбросы и падает мощность), повышенный расход масла (замена масла требуется каждые 5 тыс. км), склонность к перегреву, сложность в обслуживании, малое число специалистов для ремонта. Все это, а также экологические нормы заставило компанию в 2012-м году прекратить производство роторных автомобилей. В этот год сошла с конвейера последняя роторная Мазда - модель RX-8. Но не спешите хоронить ротор. В 2017-м году на Токийском автосалоне был представлен невероятной красоты, концепт-кар Mazda RX-Vision:

Я б такую прикупил
Я б такую прикупил

Как заявляют представители компании Mazda, данный экземпляр готовится к серийному производству и что самое интересное - он будет на роторе. По заверением инженеров, в нем будут устранены все недостатки роторных движков. Так что кто знает, возможно скоро мы увидим наследника легендарной RX-7.

Ну а с вами был, как всегда, Автомобильный историк. Пишите, что вам по душе - обычный двигатель, ротор или может мир заполонит электромотор. До скорого в новых выпусках!