Требование написать объяснительную записку — это один из самых страшных кошмаров сотрудника после объявления об увольнении, сокращении или ликвидации предприятия. Такая ситуация наводит на мысль, что тот в чем-то провинился. Но начальник уже заранее записал его в виновники, раз требует и даже выделяет на это время. Конечно, по закону он все делает верно (на это дается два рабочих дня), только очень обидно, что с человеком даже ничего не обсудили. В нормальных коллективах так себя не ведут. Там перед затребованием объяснений директор вызовет подчиненного к себе и просто поговорит по-человечески. Если ситуация не такая страшная, то работник спокойно и без лишних эмоций описывает произошедшее. Но когда он сталкивается с безразличием или желанием "уничтожить", он вообще может отказаться что-либо писать.
Среди служащих бытует мнение, что писать объяснительную — это унижение, словно человек уже в чем-то признал себя виновным. Но более опытные работники всегда пишут, причем подробно и обстоятельно. Они не отказываются по нескольким причинам:
- Боятся спорить с начальством. К сожалению, эта позиция близка старшему и среднему поколению, многие представители которых начали работать еще при СССР. Тогда считалось диким, чтобы подчиненный ругался с руководством или повышал голос на того, кто выше его по должности. И данное мировосприятие они сохранили до старости. Пусть человек уверен в собственной невиновности, но сказать об этом напрямую он не хочет. Не приучен. И менять что-то уже поздно. Поэтому и тратят кучу времени и нервных клеток на дачу объяснений.
- Считают, что таким образом можно оправдаться. В принципе с юридической точки зрения все правильно: руководство может счесть указанные причины уважительными и отказать в назначении служебного расследования. Например, человек не прогулял, а попал в больницу, но у него не оказалось родственников, которые могли бы сообщить на работу о случившемся несчастье. Иногда отмалчиваться не нужно, потому что это может спасти репутацию и сохранить должность.
Иногда сотрудник в буквальном смысле лова издевается над руководством: пишет всякие глупости, с орфографическими и пунктуационными ошибками, описывает нечто совершенно неправдоподобное и дикое. Так себя ведут слишком эпатажные и эмоциональные личности, отличающиеся впечатлительностью и стремлением делать все напоказ. В редких случаях такое допустимо, например, если руководитель откровенно путает берега и нарушает права подчиненных: требует объясняться по самому нелепому поводу, подстерегает, ходит и следит за каждым шагом. Да, контроль должен присутствовать, но не такой демонстративный и отталкивающий.
Впрочем, если сотрудник отказывается писать объяснительную, это не обязательно свидетельствует о его вине. Воспитанные и деликатные люди считают ниже своего достоинства оправдываться в том, что действовали согласно должностной инструкции и выполняли служебные обязанности. Единого рецепта по поводу согласия или отказа нет. Нужно всегда смотреть по ситуации: как настроен начальник, от кого поступила жалоба, по какому поводу.
Безусловно, нет идеальных работников. С каждым может случиться неприятность, недоразумение или даже трагедия. Но надо прежде всего оставаться человеком. Если сотрудник понимает, что его слова помогут и освободят от грядущего взыскания, то не стоит упускать подвернувшуюся возможность. Даже подсудимому предоставляется последнее слово, что уж говорить про обычных людей. Если есть что сказать, нужно обязательно это сделать.