На прошедших выходных в социальных сетях стали появляться тревожные сообщения от жителей Сурского и Карсунского районов. Люди писали о том, что их села заполонила черная мошка, которая ужасно кусает людей, а скот заедает до смерти. В одном из сообщений говорилось о девяти погибших коровах в селе Выползово. «Народная газета» разбиралась в ситуации.
Гнус, мошка (с ударением на последний слог), или по-научному черная таежная мошка, воспринимается как явление сибирское или северное. В общем, таежное. Откуда же она в Ульяновской области? Оттуда же, из тайги, небольшой клочок которой есть как раз на севере региона - возле сел Большой и Малый Кувай Сурского района. Больше 20 лет назад мошка вылетела именно из этих лесов. Например, глава Астрадамовского сельского поселения Сурского района Евгений Малов вспоминает, что в их селе гнус появился примерно в 1998 году. Местные жители называют одной из причин распространения мошки появление просек, на которых она почувствовала себя вольготно. Версию эту подтверждают и ученые.
- Когда-то черная мошка действительно жила только в тайге, но после того, как сделали просеки, она получила возможность выбраться из лесов и стала по ним распространяться. Просеки - это светлые места, а мошка не любит темноты. Сейчас она встречается намного южнее, вплоть до Барышского района, - рассказывает доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии УлГПУ Вадим Золотухин.
Жители Инзенского, Карсунского, Базарносызганского и Барышского районов наверняка помнят, как черная мошка терроризировала их в 2018 году. По словам сурчан, они периодические терпели нашествия гнуса. В 2010 году стояла такая жара, что пересохли родники и ручьи, в которых обитают личинки мошки. Из-за этого насекомые дали жителям Сурского края передышку на 10 лет.
- Сейчас пишут, что якобы раньше мошку травили за счет района, а в этом году нет. Это не так. Мы никогда ее не травили. Особенно после 2010, когда она появлялась буквально на три дня, может, на неделю, а потом пропадала, - рассказывает первый заместитель главы администрации Сурского района Максим Ведерников.
Почему же гнус так оживился в этом году? Как ни странно, но виновата, в том числе… снежная зима. Вешние воды, которые ушли в те самые ручьи и родники, вместе с теплой погодой создали для гнуса идеальные условия.
- Мошке нужна быстрая проточная вода, которой в этом году было много. А благодаря жаре она быстро прогрелась до комфортной температуры. Из-за этого мошки стали появляться, во-первых, массово, а во-вторых, примерно на неделю раньше обычного, - рассказал Вадим Золотухин.
Это и привело к настоящему фильму ужасов в реальности, который сейчас происходит в Сурском и части Карсунского районов. Сурские власти говорят, что на мошку пожаловались жители 26 сел. По словам Евгения Малова, информация о девяти погибших коровах в соседнем Никитинском сельском поселении - это чистая правда. В возглавляемом им поселении пока погибла одна.
- Ее вывели в полпятого утра и привязали - к семи утра ее нужно было на прививку вести. Пришли, а она уже все, лежит, - рассказал Евгений Малов.
Что же с этим можно сделать сейчас? Все специалисты отвечают: ждать. Потому что травить имаго, то есть взрослую особь мошки, во-первых, опасно, во-вторых, дорого.
- Несколько лет назад жительница Ульяновска гостила в Большом Кувае и пожаловалась на мошку. Я тогда узнавал в одной из городских организаций, сколько это будет стоить. Мне ответили: только в Кувае одна потравка обойдется в пять миллионов. Этих потравок нужно четыре. А сел только в нашем поселении восемь, - рассказал Евгений Малов.
Но кроме финансов, травить взрослую мошку невыгодно и с точки зрения ущерба природе. Все потому, что избирательных инсектицидов для черной мошки не существует. А значит, вместе с ней погибнут вообще все насекомые - от муравьев до пчел.
- Есть избирательные инсектициды для личинок мошки, но сейчас использовать их уже поздно. Применять их следует поздней осенью или ранней весной, - рассказал Вадим Золотухин.
Но кто должен травить личинок? А вот это уже вопрос. В областных минсельхозе, минприроды, агентстве ветеринарии, управлениях Роспотребнадзора и Россельхознадзора ответили, что они этим не занимаются. Район, как сказано выше, тоже. Но, например, в ХМАО, где такая проблема была всегда, с личинками гнуса воюют именно за счет средств муниципалитетов. В Сурском же районе пока борются с мошкой как могут.
- Мы провели обкос травы, так как именно в ней прячется мошка. Надеемся, это хоть немного облегчит положение, - рассказал Максим Веретенников.
Подождать, кстати, осталось относительно немного. Специалисты говорят, что мошка активна две-три недели. Правда, сами сурчане, вспоминая нулевые годы, говорят про месяц-полтора.
Игорь УЛИТИН
Фото из группы "Вконтакте" "Ульяновск-Новости".