Найти тему

Эдуард Гертнер: городские пейзажи как способ видеть прекрасное в реальности. И запечатлеть то, что будет разрушено

Оглавление

Эдуард Гертнер (1801-1877) – немецкий художник, которого знают немногие, так как чего-то выдающегося и шедеврального он не создал. Его картины не предполагают монументальности и глубинных смыслов увиденного. Да и информации о Гертнере крайне мало.

Но это не значит, что работы его не заслуживают внимания. Будем узнавать неизвестное и восхищаться увиденным.

Эдуард Гертнер является одним из главных художников периода бидермайер – явления в немецком и австрийском искусстве 1815-1848 годов.

Эдуард Гертнер работал, прежде всего, в жанре ведуты. Ведута – изображение городского пейзажа. И у Гертнера все это получалось очень реалистично, детально и гармонично.

И то, какого мастерства и точности достиг художник в своих произведениях, нельзя не показать и не рассказать. Удивительные работы!

Разбираемся!

Детство и учеба

Автопортрет. К сожалению, лучших портретов или автопортретов нет.
Автопортрет. К сожалению, лучших портретов или автопортретов нет.

Эдуард Гертнер родился в Берлине. Его отец, Иоганн Филипп Гертнер, мастер по изготовлению стульев, потерял работу, и мать Эдуарда приняла решение переехать в Кассель. Там она работала вышивальщицей по золоту, а маленький Эдуард в возрасте 10 лет получил возможность учиться рисованию у придворного художника Франца Мюллера. Возможно, начальные уроки живописи помогли юному Гертнеру понять, что у него есть талант, способности, а главное, желание учиться творить дальше.

В 1814 году семья переезжает обратно в Берлин, и Эдуард Гертнер начинает учебу в Королевской фарфоровой мануфактуре.

После военных событий всем было необходимо спокойствие и тишина. Хотелось домой, туда, где уютно, комфортно и хорошо. Возникает такое явление в истории искусств, как бидермайер – простой стиль, стиль бюргерского искусства, о котором я писала ранее. Суть в том, что все оказались наконец-то дома и строили свою жизнь вокруг рутины. Поэтому спрос на фарфоровое производство начал расти, а Королевская фарфоровая мануфактура нуждалась в новых учениках.

Эдуард Гертнер. Двор Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине, 1818
Эдуард Гертнер. Двор Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине, 1818

И мог бы он стал мастером по фарфору, получать неплохие деньги и быть знаменитым как художник-декоратор. Но Гертнеру было это совсем не близко, он считал, что знания, полученные во время обучения, никак не способствуют развитию его таланта. Что это совершенно бесполезное и скучное дело. Поэтому во время обучения, он ходил на уроки в Академию художеств – тянуло его совершенно в другую деятельность.

Тем не менее, он становится художником по фарфору, а в 1821 году – художником по декорациям в ателье Карла Вильгельма Гропиуса – немецкого художника, специализирующегося на сценических и театральных декорациях.

Эдуард Гертнер. Ателье братьев Гропиус, 1830
Эдуард Гертнер. Ателье братьев Гропиус, 1830

Именно благодаря Горопиусу, Эдуард Гертнер познакомился с Карлом Фридрихом Шинкелем – великолепным немецким архитектором, который, кстати сказать, создавал свои архитектурные планы и в России. По эскизам Шинкеля Гертнер продолжил обучение живописи, много работал с архитектурным изображением, занимался чертежами и графикой.

Эдуард Гертнер. Чертеж дворцового моста, 1823
Эдуард Гертнер. Чертеж дворцового моста, 1823
Эдуард Гертнер. Загородный дом торговца промтоварами Жерома Си, 1824
Эдуард Гертнер. Загородный дом торговца промтоварами Жерома Си, 1824
Эдуард Гертнер. Кирха в Генте, 1825
Эдуард Гертнер. Кирха в Генте, 1825

Первые заказы и поездка во Францию

В 1824 году Эдуард Гертнер получает первый заказ от короля Фридриха Вильгельма III (который потом будет часто заказывать у художника работы). Он должен был изобразить внутренний интерьер Берлинского кафедрального собора после реконструкции Шинкеля.

Эдуард Гертнер. Интерьер Берлинского собора, 1824. Посмотрите на супер детальную передачу потолка, узоров. Перспектива. Свет, который струится из окон. Несколько людей, которые дополняют образ, но не являются главными персонажами картины. Внимание должно быть сосредоточено именно на внутреннем убранстве собора.
Эдуард Гертнер. Интерьер Берлинского собора, 1824. Посмотрите на супер детальную передачу потолка, узоров. Перспектива. Свет, который струится из окон. Несколько людей, которые дополняют образ, но не являются главными персонажами картины. Внимание должно быть сосредоточено именно на внутреннем убранстве собора.

Король был доволен, а слава Гертнера в Берлине росла. Появляются заказы, открываются возможности для реализации идей.

В 1825 году, после успеха на выставке в Академии художеств, Эдуард Гертнер путешествует по Франции. Его интересовала, прежде всего, средневековая архитектура городов, которая пришла в упадок и требует скорой реконструкции. Ему хотелось запечатлеть всю красоту до начала разрушений и перестроек.

В этой поездке Эдуард Гертнер окончательно понял, что он хочет изображать и как. Городская ведута становится главным жанром в творчестве художника.

Эдуард Гертнер. Нотр-Дам-де-Пари, 1826. Во всех своих работах Гертнер уделяет внимание городскому быту. Нотр-Дам-де-Пари уходит на второй план. В первую очередь мы видим жизнь горожан: развешенное белье, продовольственные (может быть) лавочки, дворовые собаки, нагруженные товаром лошади. Бидермайер, помните? О Повседневности.
Эдуард Гертнер. Нотр-Дам-де-Пари, 1826. Во всех своих работах Гертнер уделяет внимание городскому быту. Нотр-Дам-де-Пари уходит на второй план. В первую очередь мы видим жизнь горожан: развешенное белье, продовольственные (может быть) лавочки, дворовые собаки, нагруженные товаром лошади. Бидермайер, помните? О Повседневности.

Во время поездки художник совершенствует изображение воздушной перспективы, исследует светотень, делает многочисленные акварельные зарисовки. К сожалению, сохранившихся работ очень и очень мало.

Работа в собственной мастерской

Из-за границы Гертнер возвращается знаменитостью. Открывает мастерскую, работает как свободный художник, принимает заказы. И женится на девушке Генриетте, с который живет счастливой семейной жизнью.

Эдуард Гертнер. Шаушпильхаус и Немецкая церковь, 1829
Эдуард Гертнер. Шаушпильхаус и Немецкая церковь, 1829
Эдуард Гертнер. Королевский дворец в Берлине, 1830
Эдуард Гертнер. Королевский дворец в Берлине, 1830
Эдуард Гертнер. Новая караульня в Берлине, 1833
Эдуард Гертнер. Новая караульня в Берлине, 1833

Эдуард Гертнер. Королевская улица и королевский мост в Берлине, 1835
Эдуард Гертнер. Королевская улица и королевский мост в Берлине, 1835
Эдуард Гертнер. Королевский мост с колонами, 1835. Лучшего качества не найти, а какая картина!
Эдуард Гертнер. Королевский мост с колонами, 1835. Лучшего качества не найти, а какая картина!
Эдуард Гертнер. Бранденбург
Эдуард Гертнер. Бранденбург

Как представитель бидермайера, Гертнер изображал Берлин как живой организм, где царит гармония и идиллия, где время не разрушает памятные архитектурные сооружения, где нет места наступающей индустриализации. Это те места, где город вписан в историю повседневной жизни людей.

Эдуард Гертнер, 1833
Эдуард Гертнер, 1833
Эдуард Гертнер.  Клостерштрассе, 1830
Эдуард Гертнер. Клостерштрассе, 1830
Эдуард Гертнер.  Парохиальштрассе в Берлине, 1831
Эдуард Гертнер. Парохиальштрассе в Берлине, 1831

Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер

Панорама Берлина

Пожалуй, одна из самых известных работ Эдуарда Гертнера – это панорама Берлина, над которой он трудился около трех месяцев на крыше Фридрихсвердерской церкви, спроектированной Карлом Шинкелем.

Перспективный вид церкви Фридрихсвердера, рисунок Шинкеля, 1826
Перспективный вид церкви Фридрихсвердера, рисунок Шинкеля, 1826

Для того, чтобы укрыться от непогоды во время работы, Гертнер установил на крыше небольшое укрытие.

Предполагалось, что это будет одна большая панорама города, но Гертнер решил разделить картину на шесть частей, понимая, что не найдет отважного богатого покупателя для такого грандиозного полотна.

По этой крыше часто прогуливались горожане – вход был открыт и каждый мог вдоволь полюбоваться видом на город.

И опять-таки, это все не просто архитектурные памятники и городские виды, это и изображение обыкновенных дней горожан, которые неспешно прогуливаются, работают, общаются и пребывают в гармонии. Там даже где-то есть сам Эдуард Гертнер с женой и детьми.

Эдуард Гертнер.
Эдуард Гертнер.
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (2), 1834
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (2), 1834
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (3), 1834
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (3), 1834
1-й этюд на панораме Берлина (деталь слева)
1-й этюд на панораме Берлина (деталь слева)
Панорама Берлина, вид на юг, правая панель
Панорама Берлина, вид на юг, правая панель
Левая часть южного вида панорамы
Левая часть южного вида панорамы

Путешествие в Россию

В 1838-1839 годах Эдуард Гертнер работал в России. Создает панораму Кремля, состоящую их трех картин. Подобие триптиха.

Эдуард Гертнер. Левая часть панорамы  Кремля в Москве, 1839
Эдуард Гертнер. Левая часть панорамы Кремля в Москве, 1839
Эдуард Гертнер. Ивановская площадь в Московском Кремле, 1839
Эдуард Гертнер. Ивановская площадь в Московском Кремле, 1839
Эдуард Гертнер.  Перспектива Москвы возле Кремлёвской стены в Александровском саду, 1838
Эдуард Гертнер. Перспектива Москвы возле Кремлёвской стены в Александровском саду, 1838
Эдуард Гертнер. Английская набережная в Петербурге
Эдуард Гертнер. Английская набережная в Петербурге
Эдуард Гертнер. Кремль
Эдуард Гертнер. Кремль

Большая часть работ, созданных в России, утеряна.

Смена стиля и угасание славы

В 1840 году умирает король Фридрих Вильгельм III, который высоко ценил творчество Гертнера и заказывал у него множество картин. Новый правитель – новые ведущие направления в живописи.

У Фридриха Вильгельма IV были другие вкусы в искусстве. Он любил архитектуру Греции и Италии, поэтому не был заинтересован в сохранении тех или иных памятников архитектуры. Его интересовали такие художники, как Фридрих Вильгельм Клозе, Вильгельм Брюке. К тому же ведута как жанр заменялась пейзажной живописью.

Потеряв своего главного заказчика, Гертнер уходит в интерьерную живопись, чтобы запечатлевать частную жизнь бюргеров. Работая в прошлом художником по декорациям, Гертнер очень точно и детально изображал внутреннее убранство комнат.

Эдуард Гертнер.  Гостиная мастера слесаря ​​Хаушильда, 1843
Эдуард Гертнер. Гостиная мастера слесаря ​​Хаушильда, 1843
Эдуард Гертнер.  Семья мистера Вестфаля в консерватории, ранняя работа
Эдуард Гертнер. Семья мистера Вестфаля в консерватории, ранняя работа
Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер. Комната Карла Прусского. Были заказы и от высокопоставленных лиц, но их было все меньше и меньше.
Эдуард Гертнер. Комната Карла Прусского. Были заказы и от высокопоставленных лиц, но их было все меньше и меньше.
Эдуард Гертнер. Концертный зал дворца Сан-Суси
Эдуард Гертнер. Концертный зал дворца Сан-Суси
Эдуард Гертнер. Китайская комната в Королевском дворце в Берлине
Эдуард Гертнер. Китайская комната в Королевском дворце в Берлине

Чтобы как-то поправить свое финансовое положение, с 1845 года он путешествовал по провинциям. Знакомство с группой людей, которая заинтересована в сохранении многих архитектурных памятников, дала ему возможность изображать то, что нуждалось в реставрации. Или то, что в скором времени уничтожат.

Эдуард Гертнер. Ратуша в Хайльсберге, 1845
Эдуард Гертнер. Ратуша в Хайльсберге, 1845
Эдуард Гертнер.  Дворец Шарлоттенбург со стороны сада, 1846
Эдуард Гертнер. Дворец Шарлоттенбург со стороны сада, 1846

Во время путешествия Гертнер создает множество архитектурных пейзажей, а также изображает деревни, городки, села, создает романтические сценки.

Эдуард Гертнер. Ландшафт Хафеля
Эдуард Гертнер. Ландшафт Хафеля
Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер

Начал обращаться к пейзажам для продажи в Берлине. Привлекая клиентов среднего класса своими незамысловатыми акварельными картинками, он так и не смог вернуть себе королевское покровительство. Период творческого подъема и успеха прошел.

Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер

С 1850 года у Гертнера появляется конкурент – фотография, которая как новое направление в искусстве развивалась с невероятной скоростью. В 1850 в Берлине уже работало 15 фотографов.

Творчество Гертнера отличало точность, детальность, максимальная прорисовка и безукоризненная достоверность. То, как он видел и что он увидел, с скрупулезным вниманием передавалось на бумагу. И фотография, как более быстрый и легкий способ получить эту реалистичность и точность в изображении, вытесняла искусство Гертнера. Все хотели видеть что-то другое, чего он не мог создать.

Эдуард Гертнер. Ратуша и приходская церковь, 1857
Эдуард Гертнер. Ратуша и приходская церковь, 1857
Эдуард Гертнер.  Вид на заднюю часть домов, 1855
Эдуард Гертнер. Вид на заднюю часть домов, 1855

Но он не останавливался и продолжал творить. Иногда что-то пейзажное, иногда вновь и вновь возвращаясь к городским видам. Несмотря на угасание славы, Эдуард Гертнер был и остается одним из самых талантливых художников-архитекторов, который своей точностью, вниманием к деталям и невероятным мастерством привлекает внимание. Его работы переносят нас в пространство картины, как будто мы ходим по узеньким улочкам, посещаем продовольственные лавки, общаемся с жителями города. Чувствуешь атмосферу города, ощущаешь гармонию. Это и ценно.

Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер. Руины монастыря, 1858
Эдуард Гертнер. Руины монастыря, 1858