Найти в Дзене
Мир глазами историка

Город, построенный женской царственной заботой - елизаветинское барокко и екатерининский классицизм

Оглавление
Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Общеизвестный факт, что город Санкт-Петербург был основан по указу российского самодержца Петра I Алексеевича Романова в 1703 году после первых побед в недавно начавшейся Северной войне. Основан в качестве его резиденции ближе к театру военных действий, ближе к прямому морскому пути в Европу. А где резиденция правителя, там и столица государства, каковой Санкт-Петербург и стал в 1712 году. Но вот на блистательную столицу Российской империи и один из красивейших городов мира Петербург (поначалу Питербурх) во времена Петра Великого совершенно не походил. Немногочисленные каменные здания были разбросаны по разным концам строящегося города. По большому счёту, кроме крепости на Заячьем острове, царских дворцов городского (Зимнего) и летнего (Петергоф), дворца петровского друга и петербургского губернатора Меншикова достроенных больших зданий почти и не было. На месте нынешних каналов виднелись котлованы с попытками укрепления берегов с помощью брёвен. Проектов было куда больше, чем плодов. В недолгое правление внука основателя города Петра II столица возвратилась в Москву. И вполне был шанс у Питера остаться в истории дорогостоящим, но так до конца и нереализованным проектом своенравного самодержца.

Петровское барокко

Хотя эта часть архитектурного наследия и названа в честь Петра I, но своего подлинного расцвета петровское барокко достигло в правление племянницы Петра Алексеевича Анны Иоанновны. При ней Петербург вновь приобрёл статус столицы, были завершены проекты, заложенные при её дяде в губернаторство Меншикова А.Д., изрядно "подчистившего" казну. Завершенно строительство здания Кунсткамеры, здания двенадцати коллегий почти завершено, достроена церковь Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, Петропавловский собор с его знаменитым ангелом на 100-метровом шпиле и многое другое. Собственно говоря, при Анне Иоанновне к 1732 году Дворцовая площадь стала историческим центром города. До этого центр перемещался от Троицкой площади Санкт-Петербургского острова к Стрелке Васильевского острова.

Масштабная реконструкция городской застройки была предпринята после пожаров 1736 - 1737 годов. Для ликвидации последствий пожаров и дальнейшего развития города указом императрицы была сформирована уникальная "Комиссия о Санктпетербургском строении" при Правительствующем Сенате. В работе комиссии реализовывалась складывавшаяся тогда в Европе идея о совершенном городе. Именно тогда была разработана трёхлучевая структура расходящихся от Адмиралтейства Невского и Вознесенского проспектов и улицы Гороховой. В ходе реконструкции будет завершено строительство первого каменного здания Адмиралтейства, перестроенного в современный нам вид в начале XIX века. И водружён знаменитый кораблик на острие шпиля.

Наиболее знаменитыми архитекторами той поры были Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли Старший.

Елизаветинское барокко

Но правление Анны Иоанновны оказалось, несмотря на масштабность развернувшейся реконструкции, лишь преддверием новой эпохи в превращении Санкт-Петербурга в блистательную столицу крупнейшей в мире континентальной империи.

Правление Елизаветы Петровны дочери Петра I было более продолжительным и дало толчок реализации барокко и рококо в его наивысшей точке. Одним из наиболее известных архитекторов эпохи императрицы Елизаветы был Бартоломео Растрелли Младший.

Перечислить в одной небольшой все дошедшие до наших дней образцы елизаветинского барокко вряд ли возможно. Потому стоит заострить внимание на наиболее ярких и наиболее известных. И один из наиболее общеизвестных памятников елизаветинскому барокко - перестроенный большой дворец Петергофа с большим каскадом фонтанов. Реконструкцию дворца предприняли ещё при Анне Иоанновне, но законченный вид ему был придан уже при Елизавете Петровне. Другой безусловный шедевр - архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Учившимся по советским учебникам более знакомо другое здание Смольного института благородных девиц, построенное в стиле классицизма, в котором и по сей день располагаются городские власти. А вот огромное и красивейшее здание Воскресения Словущего всех учебных зведений (Смольного) собора, видного и со стороны Суворовского проспекта, и с другого берега Невы, до недавнего времени было малоизвестным. После недавней реставрации оно смотрится ещё великолепнее. В настоящее время в помещениях Смольного монастыря располагается Санкт-Петербургский Государственный университет и несколько государственных управленческих структур.

В самом центре города великолепный образец елизаветинского барокко - завершённый в новом виде в 1762 году уже после смерти Елизаветы Петровны Зимний дворец, нынешнее здание государственного музея Эрмитаж. Ну а на Невском проспекте расположен дворец Строгановых, одного из старейших родов российских промышленников, являвшихся инициаторами освоения Сибири ещё в XVI веке. Среди многочисленных церквей и часовен можно вспомнить также находящийся в самом центре собор Владимирской иконы Божией Матери, колокольню которого спроектировал другой знаменитый архитектор елизаветинской эпохи Джакомо Кваренги.

Конечно, перечислены далеко не все памятники елизаветинской эпохи, но и по упомянутому можно себе представить вклад елизаветинского барокко в строительстве одной из красивейших столиц мира.

Екатерининский классицизм

Если Елизавета Петровна в архитектуре предпочитала настоящее барокко, а даже не северное, которое своей сдержанностью нивелировало саму его суть, а самое настоящее кружевное и вычурное, то её невестка и следующая императрица Екатерина II, увлечённая идеями Просвещения, предпочитала классицизм. Классицизм - это была символика тех самых новых идей, которые привели к Великой французской революции и наполеоновским войнам. Но молодая императрица ещё была увлечена и всерьёз новым мировоззрением, что послужило и одному из эпитетов её царствования - "просвещённый абсолютизм". В политическом и социальном мировоззрении произошли существенные корректировки в связи с происходившими событиями, но художественный вкус оказался более постоянным.

Екатерининское правление открывает эпоху классицизма в русском искусстве. И даже не просто открывает, а делает органической частью облика российских городов и, в первую очередь, Санкт-Петербурга. Интересна здесь традиция завершения начатого ещё в правление Петра I строительства, Екатерина Великая в этом оказалась не исключением. При ней завершено строительство собора Святой Живоначальной Троицы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, монастыре, куда по указу Петра I были перевезены мощи Александра Невского и где они находятся и поныне. Достроено здание собора в стиле классицизма, хотя и находится он среди барочного ансамбля монастыря и сам не лишён украшений. Расширение ансамбля Зимнего дворца, нынешнего Эрмитажа - это тоже памятник екатерининского классицизма.

Екатерининский классицизм формирует и особый дворцово-усадебный стиль, образец его - Таврический дворец, принадлежавший одному из самых знаменитых фаворитов Екатерины II Григорию Потёмкину. Замечательный образец классицизма той эпохи - Павловский дворец с его английским парком в стиле руины.

И, наконец, один из самых грандиозных архитектурных проектов - это строительство в 1760 - 1780-е годы гранитных набережных Невы, а затем уже продолжившееся украшение и одновременно укрепление набережных Фонтанки, Мойки, Екатерининского, а ныне канала имени Грибоедова и других. С набережными были отстроены и некоторые мосты, как проезжие так и пешеходные.

Старо-Калинкин мост через р. Фонтанку. Фото с сайта "Citywalls Архитектурный сайт Санкт-Петербурга"
Старо-Калинкин мост через р. Фонтанку. Фото с сайта "Citywalls Архитектурный сайт Санкт-Петербурга"
Чернышев мост через р. Фонтанку, ныне ул. Ломоносова. Фото с сайта "Citywalls Архитектурный сайт Санкт-Петербурга"
Чернышев мост через р. Фонтанку, ныне ул. Ломоносова. Фото с сайта "Citywalls Архитектурный сайт Санкт-Петербурга"

Вот так женщины на российском престоле превратили почти безнадёжный проект Петра Великого в блистательную столицу самой большой страны мира.

При написании настоящей статьи были использованы материалы сайта Citywalls Архитектурный сайт Санкт-Петербурга https://www.citywalls.ru/, а также статьи Семенцова С.В. "Градостроительная деятельность Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге: необходимость ликвидации последствий пожаров и развитие наследия Петра Великого. 1736 - 1740 гг." // Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2014. Вып. 1

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.