Я тут проснулась в два и никак не могу уснуть.
Нервы совсем не того.
И вот лежу, перемалываю в голове всё, что наслучалось за эти дни: школьные дела мелкого, комменты на канале, вообще ситуацию, когда кажется, что весь мир против.
И меня здорово цепляет подсмотренная краем глаза фраза о том, что говорить о существовании системы неправильно, потому что все мы - часть системы. И система не может быть виновата в чём-то или быть причиной чего-то, это мы виноваты и мы причина. Сами мы. Так как мы составляем эту систему.
В данном случае, образовательную системы.
Поэтому я и возьму её для примера в своём недолгом спиче и попытаюсь объяснить, почему система, на мой взгляд, существует, наносит вред и подлежит принудительным изменениям.
Итак.
Мы приводим детей в школу. После зачисления в ряды учащихся наши дети становятся частью образовательной системы. И мы, родители, так же становимся её частью.
Мы включены в неё, однако...
Мне претит мысль о том, что я ответственна за весь тот дурд... за всё то, что творится сейчас в школе.
Потому что включение в систему возможно только на условиях принятия её действующих правил.
Вы становитесь шестерёнкой в часовом механизме и действуете, крутитесь только во взаимодействии с другими такими же шестерёнками-учителями, детьми, родителями других детей и...
И всё это движение подчинено действующим правилам, писанным и неписанным, по которым эта система действует и живёт.
В часовом механизме это физика. "Если эта шестерёнка крутится туда, то вот эта будет крутиться туда".
Включаясь в систему, я вынуждена принять её правила.
Я начинаю жить-вертеться в соответствии с системными требованиями и "как все".
Что я могу поменять? На что я реально могу повлиять внутри системы?
Система - это не люди, нет, нет, нет и ещё тысячу раз нет.
Система - это правила. Система - это законы.
Не люди. Ещё раз: система - это не люди, это законы.
Поменяете законы, поменяется система.
Говорить о том, что люди часть системы... ну, ок, шестерёнки тоже часть системы.
Возлагать на людей ответственность за действия системы - не ок, потому что шестерёнка не может изменить часовой механизм.
Сломать - да, и быть выкинутой прочь.
То есть, люди не несут ответственность за действия системы.
Так чего же тогда я добиваюсь, разговаривая с учителями и контактируя с ними, они же часть системы!
В рамках любой системы есть люфт, зазор для... короче, требования системы позволяют быть собой в некоторых вещах и "вести себя", то есть оставляют возможность для личных реакций и так далее.
То есть, есть действия системы, есть действия людей в системе.
И это разные вещи. Так называемый "человеческий фактор".
И это хорошо, что он есть, на самом-то деле. Плохо, что иногда он бывает с негативной окраской.
И вот против этого-то негатива и направлены мои действия.
В рамках системы можно оставаться человеком.
Мы не причина и не несём ответственности за действия системы, то есть, за действия законов и правил. Но мы несём ответственность за собственное поведение внутри системы.
Как родители учеников, как ученики, как учителя.
За себя, а не за систему.
Ну, если вы, конечно, не тот, кто придумывает правила для системы. Тогда - да. Тогда именно вы ответственны за сломанные судьбы, за дичь, творящуюся внутри системы из-за вашей некомпетентности.
Если часовщик - криворучко, то и часы у него так себе.