Сегодня статья не для любителей прямой линейной перспективы, реализма и прочего обыкновенного восприятия мира. Сегодня статья для тех, кто хочет увидеть что-то новое. Сегодня будет о сложном. О том, что связано со сломом сознания.
О том, что для понимания некоторых вещей надо не только уметь видеть и узнавать знакомое, но и уметь всматриваться и познавать. И иметь некоторый багаж знаний, навык постижения алгоритмов. И понимание того, что мир и отображение его на холсте может быть иным. И принятие тех, кто видит иначе.
Олег Алтунян, почему он такой сложный для восприятия? Я начинаю эту статью, сидя на железнодорожном вокзале. До отбытия поезда еще полтора часа. Решила посмотреть работы своих любимых художников. Олег Алтунян однозначно входит в число любимых. Тех, кто не оставляет равнодушным. Его невозможно спутать с кем-то еще. На его творчество нельзя не обратить внимания. Думаю, оно из тех, что способно или сразу влюбить, или сразу вызвать отторжение.
Чтобы что-то понять, порой об этом нужно написать. Сейчас пишу и понимаю, почему он другой, особенный. Он говорит с нами иначе, чем другие художники. На том самом языке, на котором со зрителем говорил Сальвадор Дали. Да, вот такая аналогия. И другой сейчас не будет.
Олег Алтунян работает преимущественно в цифровом рисунке. Поэтому именует свои работы смешным и уютным словом – цифропочеркушки. У меня возникает еще одна отсылка, на этот раз к любимому мною рассказу Владимира Набокова «Благость». Помните тот образ старушки, продающей открытки, но делающей вид, что это вовсе не ее открытки? Этакое нарочитое отречение, самоуничижение творения, того, что имеет ценность. Художественную ценность.
Олег Алтунян как художник сформировался из Олега Алтуняна – профессионального архитектора. Поэтому он не пишет образы, он их конструирует. Создавать – это у него в крови. Смотрю на его работы и не замечаю привычных мазков, штрихов или точек. Вижу артерии и вены, из которых и складываются образы. Нет, все-таки только артерии, по которым стремится наполненная кислородом кровь. Та, что живит и заставляет двигаться.
И во всех своих алгоритмах Олег Алтунян умудряется рассказать о мифологии и истории Древнего Израиля и Шумерского царства, Мексики и Армении. Так в его рисунках появляется бог кофе, Ева, шумерский правитель, известный армянский художник ХХ в. Мартирос Сарьян. Олег Алтунян образован.
Он вкладывает в свои работы глубокие смыслы. Почему вдруг на голове у Евы появляется попугай? Ведь это болтливая птица. Нет, не поэтому. Попугай в библейских сюжетах является прообразом Пресвятой Девы. И об этом говорит своими рисунками наш художник.
Олег Алтунян – это не о поэзии и пасторали. Это воплощенный в рисунке алгоритм. И портреты он не рисует – строит. Олег Алтунян алгоритмами воспевает душу человеческую и многообразие чувств. Его работы подобны калейдоскопу: небольшой поворот, и открывается еще один смысл, а потом еще один.
Уникальность Олега Алтуняна зиждется на его способности говорить с другим нашим полушарием. Не с тем, что отвечает за восприятие прекрасного, не с правым. Он обращается напрямую к левому полушарию, которому присущи операции с последовательностями, логикой, анализом, числами. И эти операции зашифрованы в красках на бумаге, превращенные в образы и чувства человеческие.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!