Найти тему
Александр Соловьëв

Экология, день второй. Лесоуправление, водопользование и транспорт.

25.05.2021 прошел второй день ежегодного Международного форума «Экология», двенадцатого по счету. В этот день, также, было три блока, по четыре темы в каждом, проходящих одновременно в разных залах. Мне удалось побывать на обсуждении тем, связанных с развитием лесопромышленного комплекса, инструментами и технологиями водопользования, а также формированием экологичной транспортной системы.

В теме лесопользования большое внимание было уделено справочникам наилучших доступных технологий (НДТ), которые создавались как пособие, в которое собирались все самые передовые и производительные технологии, уже применяемые на предприятиях. Грубо говоря это было чем-то наподобие научного журнала. Естественно, справочники носили рекомендательный характер. В последствие, они были одобрены Росстандартом и утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также появилась стратегия периодической поэтапной актуализации данных справочников. Для лесной промышленности ближайшее обновление, запланированное на 2022 год, будут включены технологии, позволяющие увеличить в производстве качественных материалов долю использования вторичного сырья, в частности, древесины санитарных рубок. Говорили также о зарубежных аналогах справочников НДТ, которые носят название наилучших доступных техник и начинаются с основных законов физики, на которых базируются технологии той или иной отрасли. Из интересных предложений для отрасли, я бы отметил предложение об использовании неиспользуемых деградирующих участков сельскохозяйственного назначения для развития лесных плантаций, которые могли бы использоваться и для научной деятельности, и в целях лесозаготовки.

-2

Блок вопросов водопользования был одним из наиболее интересных в этот день. Во-первых, Гвоздев Владимир Андреевич, представляющий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», поделился интересным опытом международной научной деятельности. Помните потоп в Москве 20 июня 2020 года? Тогда еще было много комментариев о том, что коммунальные службы Москвы оказались не готовы к дождю. Ну так вот, «не готовы к дождю» оказались не только коммунальные службы Москвы и Санкт-Петербурга, но и Финляндии. А причина тут в изменении климата и сопутствующем увеличении количества осадков сверх нормативных значений, на которые была рассчитана водосточная сеть городов. В общем, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» совместно с Властями Финляндии реализует проект «Rainmann», в рамках которого в рамках которого институт в Хельсинки выполняет прогноз изменения климата на ближайшие 50 лет, а водоканал Санкт-Петербурга, на основе прогнозных данных, выполняет расчеты адаптации системы водоотведения под изменения климата. И вся эта работа, в рамках гранта, на 50% финансируется за счет средств Евросоюза. И все-таки, Владимир Андреевич отметил, что помимо водосточных систем, большую роль в вопросах поверхностного водоотвода играют площади озелененных территорий и одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Санкт-Петербурга является их сохранение и увеличение. Полученные результаты проекта имеют все шансы стать основой федеральных нормативных документов и, вероятно, именно тогда и в Москве вопросам сохранения озелененных территорий начнут уделять должное внимание.

-3

Говорили также и про трубы, используемые в системах водоснабжения и водоотведения. Проблема тут в отсутствии технических регламентов и единого подхода к сертификации данного вида продукции. Что приводит к большому количеству контрафакта с низким сроком службы и поддельных сертификатов. Все это приводит к большим потерям водоотведения и, как следствие, загрязнению почв, росту тарифов и снижению качества воды.

-4

Еще был интересный доклад по теме биологической очистки водных объектов методом альголизации. Метод направлен на борьбу с цветением водоемов синезелеными водорослями, содержащими токсичные цианобактерии, содержание которых в водоеме губительно для растительного и животного мира. Заключается метод во введении в водоем суспензии хлореллы (зеленой водоросли), которая уничтожает токсичные синезеленые водоросли и препятствует их повторному появлению. Метод не новый, в частности, в Москве так чистили Борисовские пруды.

-5

Был еще блок про возобновляемые источники энергии, но там речь шла в основном про строительство ветровых электростанций. Вопрос интересный, но для Москвы вряд ли имеет актуальность. Если вкратце, то такие электростанции производит и внедряет Росатом в южных регионах России, например, в Адыгее и Ставропольском крае. Технология довольно дорогая в реализации, к тому же, при реализации многое приходится подсматривать зарубежом, так как своего опыта мало. Но, тем не менее, это хорошая альтернатива угольным электростанциям, стоимость реализации которой компенсируется сведением к нулю экологического ущерба от вредных выбросов.

-6

Ну и в завершении, был интригующий блок про экологический транспорт, который, на удивление, был больше похож на диалог представителей структур правительства Москвы с Трофименко Юрием Васильевичем, заведующим кафедрой техносферной безопасности Московского автомобильно-дорожного института. Представители Московских структур говорили о том, что будущее низкоуглеродного личного транспорта за автомобилями на водороде и других видах газового топлива, а электрическим должен быть общественный транспорт, Юрий Васильевич говорил о больших перспективах электромобилей и автомобилей на сжиженном природном газе. Камнем преткновения были личные электромобили, в основном тезис о потребности в огромном количестве дополнительных электрических мощностей для зарядной инфраструктуры. Надо сказать, что эта тема весьма неоднозначная, особенно в масштабах мегаполиса. С одной стороны, учитывая количество автомобилей в Москве, потребность в строительстве дополнительных электростанций для развития зарядной инфраструктуры выглядит вполне логичным аргументом. С другой стороны, во всех отчетах мы видим, что автотранспорт с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) является основным загрязнителем, а также не стоит забывать, что многие страны приняли программы полного отказа от ДВС и в какой-то период будут производить такие автомобили только для стран третьего мира, что лишний раз подчеркивает необходимость перехода на альтернативные виды топлива. Дальше выступал Степаненко Игорь Юрьевич, представитель ПАО «КАМАЗ» и, после презентации электробусов, поставляемых, опять в Москву, рассказал о планах выпуска легкового электромобиля через пару лет. Если от идеи развития личного электротранспорта решили отказаться, то для кого тогда они планируют его выпустить? В нашей стране понимание общей картины дополнительно осложняется еще и тем, что помимо нескольких доводов «за» и «против», нельзя исключать возможность того, что все происходящее вокруг электротранспорта является в лучшем случае отсрочкой для подготовки продукции отечественными производителями, а в худшем – банальным нефтегазовым лобби.

-7