Автопроизводители редко теряют большие деньги на какой-то конкретной модели автомобиля. Маркетологи научились предсказывать объемы продаж с точностью до нескольких тысяч экземпляров. Но иногда провалы все же случаются. Причины могут быть разные: когда производитель пробует новую для себя нишу, неверная ценовая политика, да и банальный экономический кризис никто не отменял. Как ни странно, иногда автоконцерны идут на убытки по собственной воле.
Наткнулся на интересные результаты исследования аналитического агентства BersteinResearch с ТОП-10 самых убыточных авто и попытался проанализировать причины их краха.
Статья будет из трех частей, места распределены по возрастанию общих убытков.
10. RENAULT VEL SATIS (2001-2009)
Общий убыток - $ 1.61 млрд.
Убыток с каждого автомобиля – $ 26 тыс.
Когда в конце 90-х компания Renault поставила цель закрепиться в премиум-сегменте, встал вопрос о концепции новой модели. Французы решили, что бессмысленно бороться с Mercedes и BMW на их поле, то есть традиционным седаном. После чего в 2001 г. увидел свет автомобиль для истинных нонконформистов - Renault Vel Satis, хэтчбэк с чертами минивэна. Новый флагман Рено поражал странным дизайном, сочетанием рубленых форм передка с округлыми поверхностями зада.
Но бунтарей, готовых предпочесть «пятерке» БМВ и Мерседесу E-класса авангардного француза за $30-50 тыс. оказалось мало. Не помог даже то факт, что на Vel Satis передвигался президент Франции Никола Саркози. Выпустили 62 тыс. машин и после кризиса 2008 г. Вел Сатис сняли с конвейера.
9. AUDI A2 (2000-2005)
Общий убыток - $ 1.93 млрд.
Убыток с каждого автомобиля – $ 10.9 тыс.
При создании A2 немцы хотели в полной мере оправдать свой слоган «Превосходство высоких технологий» и сделать лучший автомобиль в классе.
Кузов сделали полностью из алюминия по технологии Audi Space Frame как на флагманской A8. Серьезно проработали аэродинамику, в результате чего получили коэффициент аэродинамического сопротивления Сх 0,25-0,28 и непривычную форму кузова. Расход топлива на одной из версий удалось вписать в 3 л на 100 км. Не забыли и об оснащении: ABS, ESP, 4 airbag, панорамный люк, аудиосистема BOSE…
План продаж был 60 тыс. машин в год, но фактический результат получился ниже в 2 раза. Главной проблемой была цена. Ауди А2 опередил время, даже повернутые на экологии и новинках европейцы не готовы были переплачивать за передовые технологии. За 5 лет произвели 176 тыс. хетчбэков, так и не «отбив» затраты на разработку.
8. RENAULT LAGUNA III (2007-2015)
Общий убыток - $ 2,09 млрд.
Убыток с каждого автомобиля – $ 4,8 тыс.
Еще один fail компании Renault. Только в отличие от Vel Satis Лагуна целилась в менее пафосных покупателей. Основными конкурентами были Volksvagen Passat и Toyota Avensis. Первому Рено проигрывала по драйверским позициям, даже несмотря на версию GT с полноуправляемым шасси. А второй по надежности: за Лагуной еще с прошлых поколений закрепилась слава проблемного авто. Добавьте к этому странную внешность и поймете, почему по продажам отставание от лидеров было десятикратным. После того, как в 2014 г. не смогли продать даже 16 тысяч автомобилей, производство свернули.