Знаменитый триллер Роберта Родригеса «Факультет» давно уже стал классикой современного кино и образчиком подобного рода фильмов с заигрыванием с так называемыми ужастиками. Само название картины довольно простецки переведено с The Faculty, но понятно – так для российского зрителя проще. На самом же деле речь идет не столько о факультете как таковом, сколько о «даре», «способности». Есть мнение, что подразумевался «преподавательский состав» или «преподы». Но глаз отечественный привык к «Факультету», значит будем его так и называть далее.
В Сети по-разному трактуют появление идеи для этого фильма. Встречалась даже имеющая свое право на жизнь версия, что создатели «Факультета» вдохновлялись ни много ни мало отечественным боевиком 1990 года «Посредник» с Олесей Судзиловской. Этот вариант вполне себе заслуживает внимания, поскольку в российском фильме также на землю-матушку вторгаются злые силы с желанием поработить местных жителей.
Трехсерийный «Посредник» снят режиссером Владимиром Потаповым по мотивам повести Александра Мирера «Главный полдень», опубликованной в 1969 году. И вполне возможно, что изначальные авторы сценария «Факультета» Брюс Киммел и Дэвид Вехтер были знакомы с этим произведением. Однако… кажется, что корни идеи подобного сюжета гораздо глубже.
Мирер и неформальный кружок писателей-фантастов
Писатель, литературовед, критик, переводчик Александр Мирер в 60-х годах прошлого века входил в неформальный московский кружок писателей-фантастов. К слову, в него также входил и Аркадий Стругацкий. Так вот участники этого сообщества вполне могли быть знакомы с зарубежной фантастикой, в частности с произведениями Герберта Уэллса «Война миров» (1897 г.), Джона Кэмпбелла «Кто ты?» (1938) и Джека Финнея «Похитители тел» (1955).
Александр Мирер создал свое произведение «Главный полдень» в рамках дилогии «Дом скитальцев». Повесть, как говорилось выше, была опубликована в 1969 году, и представляла собой историю контакта землян с представителями внеземных цивилизаций. То есть канва абсолютно была не нова, но не в контексте советских читателей, конечно.
В 1990 году на экраны выходит «Посредник», снятый по мотивам популярной в Союзе повести Мирера. На советского зрителя фильм безусловно оказывал ошарашивающее воздействие ввиду своей необычности – подобного кино тогда у нас не снимали. После выхода боевика мнения зрителей разделились: одним «Посредник» категорически не понравился, поскольку он не вызывал у них таких впечатлений как повесть Мирера; другим показался гораздо лучше литературного произведения.
Версия про связь «Посредника» и «Факультета» интересна, и даже в некоторой степени романтична, но… все же стоит вернуться к «Похитителям тел»...
Начало. Продолжение следует...
Обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!