Найти тему
Чадовед

Сделать жизнь насыщенной. Яркая экскурсия с детьми

Раннее майское утро. Похоже, Весна забыла свое предназначение, а Лето вовсе не думает приходить. По небу ползут холодные дымчатые тучи. Они спускаются так низко, будто хотят расцарапать поля, покрытые радостной весенней порослью.

Но, как в сказке добро побеждает зло, так и небесный мрак растворился, открывая ясную солнечную синеву. Я не удивилась: за годы путешествий с турфирмой Ювента-Марина это вошло в привычку. В этот раз мы ехали на экскурсию Слоним-Сынковичи-Жировичи.

Мы – это объединения по интересам ЦДО "Ветразь" г. Минска "Юный архитектор" и "Точка зрения". Экскурсии – моя любимая форма проведения занятий. Я могу сколько угодно рассказывать об архитектуре, истории, показывать картинки, но с возможностью увидеть это "вживую" сравниться не может ничто.

Слоним

Конец учебного года, скверная погода, но мои умные, любознательные мальчишки явились на место встречи задолго до назначенного времени. Дорогой гид очень интересно рассказывала об истории Беларуси. На уроках даже самого хорошего учителя дети столько бы не узнали.

-2

В усадьбе Пусловских нас встретили мраморные львы. С первой половины XIX века они охраняют этот дворец.

Услышав о графской конюшне в неоготическом стиле ребята рванули вперед, обгоняя не только меня, но и экскурсовода. Они не только внимательно все осмотрели, но и пощупали кирпичи, технология производства которых сделала их прочнее современных.

Конюшни Пусловских
Конюшни Пусловских

В центре города уже первые памятники Костел Святого Апостола Андрея и Спасо-Преображенский собор вызвали у моих архитекторов множество вопросов. Интересно, что у взрослых они не возникли, хотя ответы гида они тоже слушали внимательно.

-4

Центр Слонима насыщен памятниками истории и архитектуры. Наш гид рассказывала ярко, интересно, очень подробно о каждом из них. Я внимательно наблюдала за детьми. Старшие заинтересованы – это понятно. Но младшие устают быстрее, ведь порог активного внимания у них ниже… должен быть. Но нет. Не у этих ребят.

Памятник Льву Сапеге
Памятник Льву Сапеге

Маленький штрих к портрету турфирмы "Ювента-Марина". В Слониме экскурсия подходила к концу. Время обеденное. Взрослая часть группы настроена ехать дальше. Но Марина Анатольевна, директор фирмы, пока гид рассказывает, бежит вперед и находит самое хорошее кафе по нашим потребностям: детей обязательно нужно покормить нормально.

Сынковичи

Пока ехали в это селение, за окном лил проливной дождь. Но, едва мы подошли к старейшей оборонной церкви в Беларуси, он кончился. С юными архитекторами мы как раз недавно прошли оборонное зодчество. Церковь-крепость Святого Архангела Михаила в деревне Сынковичи была освящена в XV веке. Но построена она в XIII веке, о чем свидетельствуют найденные под штукатуркой граффити на древнегреческом языке.

Здесь смешаны романский стиль и готика. Экскурсовод подробно рассказала обо всех особенностях. Как говорится, ложка к обеду.

Михайловская церковь
Михайловская церковь

Жировичский монастырь

Монастырь встретил нас строгими классическими линиями. Экскурсию вел семинарист-первокурсник. Он рассказал об истории обители, ее особенностях и обитателях. Подробно и терпеливо ответил на все наши вопросы, в том числе и детские, не навязывая никому своего отношения к религии.

-7

С его доброжелательного разрешения мои мальчишки заглянули во все уголки, куда не дошли взрослые ноги. Значит, их интерес сильнее усталости. Они даже примерились на место звонаря, хотя трогать колокола им не дозволили. Но этот перезвон мы услышали позже.

-8

Резюме

По рассказам родителей, дети устали так, что даже не было сил рассказать о поездке. Но им понравилось. Что запомнили, я скоро узнаю, когда мои четвероклассники сделают медиа презентацию по своим фотографиям и впечатлениям о поездке. Причем приняли они мое предложение об этом с бурной радостью.

Конечно, я много работаю над развитием любознательности детей, над их желанием видеть и узнавать новое. Но главный источник этого все-таки семья. Родители, использующие любые формы развития, обеспечивают будущее своих детей. Все время повторяю своим ученикам слова, которые однажды сказал мне мой папа:

"Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать".