Пожалуй, в истории военно-морского флота нет более героической легенды, чем гибель крейсера "Варяг", принявшего неравный бой с японской эскадрой. Сегодня мне хотелось бы рассказать о рождении этого корабля, не затрагивая дальнейшей его судьбы.
Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг" был построен в конце 19-го века на судостроительном заводе Чарльза Крампа в Филадельфии, США. Чарльз, будучи инженером и опытным судостроителем, наряду с русскими специалистами, создавал проект крейсера. В то время американский завод уже отметился прекрасными флагманами и потому заслужил доверие Правительства и Главного Морского Штаба. Проектная стоимость работ превышала 4,2 миллиона рублей (по курсу того времени).
Строительство крейсера заняло чуть более проектных 20 месяцев. Название броненосец получил по наследству от корвета, а тот от спортивной яхты. Таким образом, крейсер стал третьей реинкарнацией этого гордого имени. После его унаследуют еще три корабля. 19 октября 1899 года "Варяг" был спущен на воду.
Крейсер предстояло еще оснастить вооружением, отладить все системы и провести испытания.
Новоиспеченный крейсер стал рекордсменом по быстроходности, набрав скорость в 24,59 морских узлов. Это примерно 44,5 км/час. Мощность двигателей в пике достигала 16 тысяч лошадиных сил.
В качестве вооружения "Варяг" принял на борт 12 орудий калибра 152-миллиметра системы Кане с длиной ствола 45 калибров. Кроме них нёс пушки 75 калбира, пушки Барановского, пулемёты и малокалиберные револьверные орудия. А также, как любой уважающий себя крейсер, имел пускоторпедные аппараты в количестве шести штук и полный запас торпед, от стандартных до укороченных.
Для людей обычных отмечу, что крейсеры на тот момент оснащались паровыми двигателями. Броней же служил металлический (чаще стальной) панцирь, закрепленный на каркасе судна. Могу порекомендовать интересную лекцию-экскурсию об истории парового броненосного флота в России.
Несмотря на отличные показатели ходовых испытаний, в конструкции броненосца были обнаружены множественные недочеты и производственные "косяки". Со временем, ремонтные листы только расширялись. Между заказчиком и исполнителем начались склоки касательно задержек и штрафов. Как хороший бизнесмен, Крамп стал тянуть время, пытаться снять с себя ответственность за технические и производственные недочеты. В итоге, судостроителю удивительным образом удалось избежать всевозможных штрафов.
В 1901 году Россия приняла работу и крейсер отправился в Кронштадт.
Основным источником для написания статьи послужила книга С. Г. Самченко "Крейсер "Варяг": Судьба и легенда", с исключительной подробностью осветившая скрытые от меня ранее нюансы.
В связи с дебютом, буду рад критике в комментариях.