Баня испокон веков занимала особое место в жизни славян, в ней не только мыли тело, но и очищались духовно, в ней же рожали детей, а зимой в северных регионах, когда в других местах земля не поддавалась лопате, даже хоронили близких. Баня в представлении людей была своего рода границей между чистым и нечистым, в ней люди лечились от различных хворей и искали успокоения, а потому такое важное место не могло обходиться без своего мифологического «хозяина», который бы следил за порядком. Таким вот хозяином бани был банник.
Кто такой банник и как его задабривали
Банник, или лазник, байнушка, банный домовой, по славянским поверьям, имел достаточно лихой нрав, именно его происками зачастую объясняли и поломки, как мелкие, так и крупные, и выбрасывание камней из печи, и различные звуки, и обмороки, и ожоги, словом, все, что только в бане могло пойти не так. Это был единоличный хранитель бани, отношение к которому у всех было покорное и смиренное. Основное место его обитание – за каменкой или под полоком.
Считалось, что банник поселяется в бане в то самое время, когда в ней рождается первый ребенок. Поскольку рождение, как и смерть, считалось переходом между мирами живых и неживых, банник, появляясь, и становился хозяином этого «портала». Конечно, банника изо всех сил старались задобрить. Например, перед порогом бани закапывали черную курицу в дар. Перед заходом в баню, у ее хозяина спрашивали разрешения. А заходя в баню, даже воцерковленные люди обязательно снимали нательные крестики, чтобы не злить нечистого духа.
После парения непременно оставляли свежий веник и брусок мыла, чтобы теперь принять баню мог и сам ее хозяин. А также оставляли кусочек хлеба, щедро посыпанный солью, чтобы после банных процедур банник мог перекусить. Мылся банник той же водой, что оставалась после людей. В третью и четвертую смену баню не принимали, это было время банника. Также ходить в баню нельзя было затемно, особенно после полуночи. Опасным считалось посещение бани в одиночку, особенно в нетрезвом виде: нетрезвых людей банник не выносил и мог человека запарить до смерти.
По представлениям славян, банник выглядел как невысокий лохматый старичок, облепленный листьями с банных веников. Но также считалось, что он может легко обернуться кошкой или любым другим животным. Принимал банник участие и в святочных гаданиях: в полночь девушки вставали возле чела каменки и задирали юбку. Считалось, что, если банник дотронется лохматой рукой, у девушки будет богатый жених, если лысой – то бедный, если мокрой – то жених окажется пьяницей, а если не дотронется, то в будущем году женитьбы не случится.