Найти в Дзене

Открытие Норвегии русскими художниками

Норвегия. Суровый, но невероятно красивый край. Кажется, он должен притягивать живописцев как магнит. Особенно мастеров пейзажа. И действительно, уже в XVII веке некоторые голландские мастера писали норвежские пейзажи.

Питерс Бонавентура I. Охота на белых медведей у побережья Норвегии. 1652. Рейксмюсеум. Амстердам.
Питерс Бонавентура I. Охота на белых медведей у побережья Норвегии. 1652. Рейксмюсеум. Амстердам.

И всё-таки, роль глухих задворок Европы, которую страна фьордов играла до середины ХХ века, давала о себе знать. Как вы думаете, когда в русской живописи появились первые пейзажи Норвегии? Её красочных фьордов, живописных берегов? Довольно поздно. Уже вовсю были «освоены» Швейцария, балтийское побережье Германии, Турция (тогда ещё не туристическая), уже не говоря о Франции или Италии. Даже в Китай и в Индию пробирались отечественные мастера кисти и графики. А вот лежащая совсем рядом Норвегия долго оставалась terra incognita для наших пейзажистов. «Прорыв» случился в девяностые годы XIX века. Этому мы обязаны двум знаменитым русским живописцам – находившемуся на склоне лет Льву Феликсовичу Лагорио и блестящему Константину Коровину, тогда ещё молодому художнику.

Лев Лагорио. На Лофотенских островах в Норвегии. 1893. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область
Лев Лагорио. На Лофотенских островах в Норвегии. 1893. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область

К моменту написания этой картины мэтру русского пейзажа было уже 66 лет.

А вот, как я и обещал, молодой (33 года) Константин Коровин. Обратите внимание, ещё без фирменного коровинского «солнцепоклонничества». Да и то сказать, с солнцем в тех краях тяжело.

Константин Коровин. Гавань в Норвегии. 1894. Государственная Третьяковская галерея
Константин Коровин. Гавань в Норвегии. 1894. Государственная Третьяковская галерея

Интересное совпадение состоит в том, что дремавшая доселе норвежская тема, «проснулась» у двух таких разных художников почти одновременно. Посмотрите ещё несколько картин. Таковы были первые русские живописные впечатления от Норвегии.

Лев Лагорио. Фьорд в Норвегии. 1899. Архангельский областной музей изобразительных искусств
Лев Лагорио. Фьорд в Норвегии. 1899. Архангельский областной музей изобразительных искусств
Константин Коровин. Белая ночь в северной Норвегии. 1890е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Коровин. Белая ночь в северной Норвегии. 1890е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Лев Лагорио. Лофотенский остров. 1895. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского
Лев Лагорио. Лофотенский остров. 1895. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского
Лев Лагорио. Лофотенский остров, скалы у моря. 1895. Частное собрание
Лев Лагорио. Лофотенский остров, скалы у моря. 1895. Частное собрание

А вот чуть более поздняя работа другого замечательного пейзажиста

Константин Крыжицкий. Норвежский фиорд. 1903
Константин Крыжицкий. Норвежский фиорд. 1903