Норвегия. Суровый, но невероятно красивый край. Кажется, он должен притягивать живописцев как магнит. Особенно мастеров пейзажа. И действительно, уже в XVII веке некоторые голландские мастера писали норвежские пейзажи.
И всё-таки, роль глухих задворок Европы, которую страна фьордов играла до середины ХХ века, давала о себе знать. Как вы думаете, когда в русской живописи появились первые пейзажи Норвегии? Её красочных фьордов, живописных берегов? Довольно поздно. Уже вовсю были «освоены» Швейцария, балтийское побережье Германии, Турция (тогда ещё не туристическая), уже не говоря о Франции или Италии. Даже в Китай и в Индию пробирались отечественные мастера кисти и графики. А вот лежащая совсем рядом Норвегия долго оставалась terra incognita для наших пейзажистов. «Прорыв» случился в девяностые годы XIX века. Этому мы обязаны двум знаменитым русским живописцам – находившемуся на склоне лет Льву Феликсовичу Лагорио и блестящему Константину Коровину, тогда ещё молодому художнику.
К моменту написания этой картины мэтру русского пейзажа было уже 66 лет.
А вот, как я и обещал, молодой (33 года) Константин Коровин. Обратите внимание, ещё без фирменного коровинского «солнцепоклонничества». Да и то сказать, с солнцем в тех краях тяжело.
Интересное совпадение состоит в том, что дремавшая доселе норвежская тема, «проснулась» у двух таких разных художников почти одновременно. Посмотрите ещё несколько картин. Таковы были первые русские живописные впечатления от Норвегии.
А вот чуть более поздняя работа другого замечательного пейзажиста