1999, 26 мая:
В ГосНИНГИ в Санкт-Петербурге состоялось совместное заседание представителей Гидрографического общества и Российского общественного института навигации. Участники заседания пришли к выводу, что отечественные разработки в области технических средств навигации не уступают, а по ряду параметров превосходят рекламируемые зарубежные.
1985, 26 мая:
Отряд кораблей Балтийского флота в составе ракетного крейсера «Грозный» и сторожевого корабля «Неукротимый» посетил с официальным дружественным визитом польский порт Гдыня.
1981, 26 мая:
На Балтийском заводе в Ленинграде спущен на воду тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Фрунзе» (с 27 мая 1992 года - «Адмирал Лазарев»).
1981, 26 мая:
Скончался адмирал Гордей Иванович Левченко, командующий и военком Каспийской военной флотилии (1932-1933), начальник штаба (1937-1938), командующий Балтийским флотом (1938-1939), в годы Великой Отечественной войны представитель наркома ВМФ при обороне Одессы, Николаева и Севастополя. Командир Ленинградской (1942) и Кронштадтской (1942-1944) военно-морских баз. Заместитель наркома ВМФ (1944-1946), командующий Южно-Балтийским 4-м флотом (1946-1947), заместитель главкома ВМС (1947-1950), заместитель военно-морского министра (1953-1956), адмирал-инспектор ВМФ (1956-1958), с 1958 года - в Группе генеральных инспекторов МО СССР.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
1977, 26 мая:
На Адмиралтейской верфи заложена подводная база-лаборатории проекта 1840. Сдана ВМФ 29 декабря 1979 года. Проект 1840 построен в единственном экземпляре. Тактический номер - БС-555.
Проект был разработан СПМБ «Малахит» главный конструктор Я.Е. Евграфов и его заместитель А.Ф. Позняков (с 1971 года - Е.С. Корсуков, с 1973 года - С.А. Дементьев). Двухкорпусная, дизель-электрическая подводная лодка, разделена на семь отсеков. Внутри ее прочного корпуса во втором отсеке были установлены две барокамеры, соединенные между собой переходной шахтой, а также имела шахту выхода водолазов для водолазных спусков и шлюзовую шахту для спасения подводников. ПБЛ предназначалась для проведения экспериментов по жизнедеятельности водолазов при длительном пребывании под давлением в газовой среде и при выполнении работ в напряжении в воде, отработки организации спусков водолазов, проверки режимов декомпрессии, отработки и испытаний новых образцов водолазной техники, выполнения аварийно-спасательных работ и ремонта подводных объектов, проведения испытаний по определению длительности пребывания человека под водой на глубине 300 м.
В период с 1980 по 1991 годы лодка прошла 15750 миль, провела на грунте более 1600 часов, более 210 раз погружалась на глубины 100-300 метров.
1972, 26 мая:
Спущен на воду ракетный подводный крейсер стратегического назначения (PПKСН) проекта 667А «К-258».
1972, 26 мая:
Подписано Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничений стратегических наступательных вооружений, известное как ОСВ-1. Оно устанавливало предельные ограничения на количество пусковых установок баллистических ракет подводных лодок (для СССР - не более 950, для США - не более 710) и количество подводных лодок, оснащенных такими пусковыми установками (для СССР - не более 62). Срок действия соглашения устанавливался 5 лет.
1945, 26 мая:
Государственный Комитет Обороны принял постановление «О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения».
1944, 26 мая:
17 мая 1944 года подводная лодка «С-15» под командованием капитан-лейтенанта Г.К. Васильева вышла в боевой поход и 26 мая в 3 часа 52 мин. атаковала 4-х торпедным залпом и потопила головной транспорт конвоя «Сюльвикен», водоизмещением 4000 тон. Из четырёх выпущенных торпед три попали в транспорт. Подводная лодка «С-15» была атакована кораблями охранения, на неё сбросили 114 глубинных бомб, получив серьёзные повреждения, подлодка провалилась на глубину 103 метра и легла на грунт. Экипажу удалось за восемь часов устранить основные повреждения, восстановить дифферентовку, осушив трюмы и колодцы аккумуляторной ямы, и подводная лодка оторвалась от грунта. На глубине 75 метров подводная лодка форсировала опасный район и через 15 часов всплыла в надводное положение.
27 мая возвратилась в Полярный. За этот поход экипаж наградили орденами и медалями, а командир подводной лодки «С-15» Георгий Константинович Васильев получил звание капитана 3 ранга и орден Красного Знамени.
1944, 26 мая:
Подводная лодка Северного флота «М-201» (командир – Н.И. Балин) у мыса Маккаур потопила противолодочный корабль.
1942, 26 мая:
Приказом наркома ВМФ № 0450 Главное управление портов Народного комиссариата ВМФ переименовано в Главное управление тыла ВМФ (ГУТ ВМФ). Начальник ГУТ ВМФ одновременно являлся заместителем наркома ВМФ. В 1946 году ГУТ ВМФ переименовано в Тыл ВМФ.
1938, 26 мая:
Постановлением Комитета Обороны при Совнаркоме СССР Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК) передан из Наркомата ВМФ в Народный комиссариат оборонной промышленности и стал именоваться НИИ-45. В 1939 г. с образованием Наркомата судостроительной промышленности НИИ-45 был преобразован в ЦНИИ-45 (ныне - ГНЦ ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова).
1921, 26 мая:
Во Владивостоке при поддержке японских войск свергнуто правительство Дальневосточной республики, к власти пришло прояпонское Приамурское правительство во главе с С.Д. Меркуловым. Началось воссоздание Сибирской флотилии (белых) под командованием контр-адмирала Г.К. Старка.
1920, 26 мая:
Северный отряд Днепровской флотилии принял участие в Киевской операции войск Юго-Западного фронта (война с буржуазно-помещичьей Польшей).
1913, 26 мая (8 июня):
Родился Валентин Георгиевич Стариков (1913-1979), вице-адмирал, прославленный подводник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (03.04.1942), командир подводных лодок Северного флота «М-171» (1939-1943) и «К-1» (1943). После войны начальник штаба Лиепайской ВМБ, начальник Новоземельского полигона, начальник Тихоокеанского ВВМУ им. С.О. Макарова.
1869, 26 мая (7 июня):
В штате управляющего Морским министерством учреждена должность «юрисъ-консультъ» - первое упоминание о введении в Российском флоте юридической службы. Должность упразднена после Октябрьской революции 1917 года.
1869, 26 мая (7 июня):
Учреждены новые (более подробные, чем в «Положении об управлении морским ведомством» от 1867 года) «Правила о распределении дел и обязанностей между управлением и должностными лицами морского ведомства, о порядке делопроизводства и вообще о внутреннем устройстве сих управлений» Они получили наименование «Наказ по управлению морским ведомством».
1856, 26 мая (7 июня):
В Кронштадте проведены испытания подводной лодки конструкции В. Бауэра. Так как созданная лодка не удовлетворяла заключенному контракту, работы над ней в феврале 1858 года были прекращены.
1837, 26 мая (7 июня):
Началась экспедиция К.М. Бэра на шхуне «Кротов» на Кольский полуостров и Новую Землю.
1835, 26 мая (7 июня):
Император Николай I утвердил окончательный вариант штатов Черноморского флота. Он должен был иметь: 120-пушечных корабля - 3, 84-пушечных - 12, 60-пушечных - 4, 44-пушечных - 3, корветов - 5, бригов - 10, тендеров - 4, военных пароходов - 2.
1826, 26 мая (7 июня):
На Соломбальской верфи в Архангельске спущен на воду 74-пушечный парусный линейный корабль «Азов» (строители - корабельные мастера А.М. Курочкин и В.А. Ершов). «Азов» относился к типу «Иезекииль» - последней крупной серии русских парусных кораблей, относившихся к линейным кораблям 2-го ранга.
В августе - сентябре 1826 года перешел в Кронштадт и вошел в состав Балтийского флота.
Прославился в Наваринском сражении 1827 года, в котором «Азов» одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями (в том числе с 80-пушечным флагманом «Мухарем-бей»), за что первым из российских кораблей был награжден кормовым Георгиевским флагом.
Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты мая 2025 года.