В середине мая у мемориала "Синявинские высоты" практически безлюдно. Беззаботно щебечут птицы, вокруг молодая сочная зелень, умытая только что закончившимся дождем.
От автомобильной стоянки к мемориалу ведут две параллельно расположенные аллеи.
Первую — аллею Славы — начали оформлять еще в 1975 году. Справа и слева от бетонной дорожки установлены 64 мраморные плиты. На них выбито более 3000 имен советских воинов, погибших в 1941-1944 годах в Южном Приладожье.
Вторая аллея — аллея Славы, Памяти и Дружбы (или Интернациональная Аллея памяти) — появилась совсем недавно.
Ее обустройство началось в 2006 году с установки памятника воинам-якутянам, защищавшим Ленинград.
Постепенно рядом с ним вырастали мемориалы, посвященные защитникам Ленинграда, уроженцам разных регионов России и бывших союзных республик. В 2010 году "Интернациональную Аллею памяти" торжественно открыли, но установка памятников продолжалась и после открытия.
Обе аллеи ведут к центральной части мемориала "Синявинские высоты". Здесь на местах ожесточенных сражений по инициативе участников боев уже в 50-е годы стали появляться небольшие памятные знаки.
Мемориальные доски, стелы, таблички с фотографиями, установленные родными погибших советских воинов, однополчанами, членами поисковых отрядов, и сейчас хаотично расположены среди деревьев.
Первый большой памятник советским воинам, павшим в боях за Ленинград на Синявинских высотах, открыли 9 мая 1966 (по другим данным, 1968) года.
Это был мраморный обелиск на бетонном основании, который установили у братской могилы. В ней вместе с другими защитниками Ленинграда захоронены два Героя Советского Союза — уроженец Казахстана, старший сержант Султан Биржанович Баймагамбетов и житель Ленинграда, стрелок 14 отдельного штрафного батальона красноармеец Владимир Иванович Ермак.
19 июля 1943 года в ходе ожесточенного боя красноармеец Ермак закрыл телом амбразуру вражеского дзота, через три дня этот же подвиг повторил старший сержант Баймагамбетов.
В конце 1970-х годов институт Ленгипрогор по заданию Управления культуры Леноблисполкома разработал проект грандиозного мемориального военно-исторического комплекса в зоне прорыва блокады Ленинграда, который должен был стать частью Зеленого пояса Славы.
В рамках проекта на Синявинских высотах планировалось возвести единый мемориал, включающий сложную систему лестниц, скульптурную группу защитников Ленинграда, законсервированные участки местности. Реализовать проект полностью не удалось, но к 40-летию победы мемориальную площадку на Синявинских высотах благоустроили, здесь появилось несколько крупных памятников.
Бетонное основание обелиска на могиле Ермака и Баймагамбетова обшили плитами, с обеих сторон украсили металлическими стягами. В 1984 году у мемориала был зажжен Вечный огонь.
Накануне 9 мая в 1985 году открыли Стену памяти.
В нее вмонтированы фотографии и мемориальные таблички, которые в разное время были установлены на Синявинских высотах.
Но поверхности стены все равно не хватает: за ее пределами среди белых березовых стволов мелькают фамилии, названия воинских подразделений, лица на фотографиях.
По лестнице спускаемся вниз к подножию высоты. Здесь в начале 1980-х годов на месте природного источника появился "Родник памяти".
Металлический куб расколот искрой — символом прорыва блокады Ленинграда.
На каменной плите у родника — стихи:
Течет родник на дне оврага
Как слезы вдов и матерей
О тех, чья доблесть и отвага
Вернула счастье мирных дней.
Героям павшим нет забвенья!
Их подвиг вечен и велик.
Журчит родник благодаренья,
Священной памяти Родник.
М. Пчелинцева
К роднику за водой приходят люди. Для них кто-то заботливый оставил яркий пластиковый кувшин, облегчающий сбор воды.
У родника нас облепила туча комаров. Противным писком они как будто напомнили, что здесь у подножия Синявинских высот широкой полосой лежат болота, на которых до войны велись торфоразработки.
Невозможно представить, каких нечеловеческих усилий стоили советским воинам бои в труднопроходимой болотистой местности, лежащей как на ладони перед фашистами, занимавшими Синявинские высоты.
Точное число погибших здесь до сих пор неизвестно.
Вячеслав Мосунов в книге "Прорыв блокады Ленинграда. Операция "Искра" пишет, что общие потери Ленинградского и Волховского фронтов во время боевых действий в Южном Приладожье с 12 по 31 января 1943 года могут составлять более 160 000 человек.
Справа от памятника на могиле Ермака и Баймагамбетова — бесконечные ряды братских могил. Каждый год поисковики находят и предают земле по пятьсот-шестьсот останков бойцов.
Одно из захоронений совсем свежее: 7 мая 2021 года с воинскими почестями были захоронены останки 802 защитников Ленинграда, найденные в ходе поисковых вахт 2020-2021 годов.
Только 18 из них были опознаны по медальонам и подписанным личным вещам, остальные навеки остались неизвестными солдатами.
3 декабря 2015 года, в День неизвестного солдата, на Синявинских высотах открыли памятник "Павшим известным и неизвестным защитникам Родины" от Российского военно-исторического общества.
А закончить хотелось бы строчками из "Застольной Волховского фронта":
Будут в преданьях навеки прославлены,
Под пулеметной пургой,
Наши штыки на высотах Синявина,
Наши полки подо Мгой.