Итак, что же было в начале ХХ века? Интернет называет нам несколько имен:
В XX веке стал известен Галиаскар Камал (1878—1933). В конце XIX — начале XX века творили классик татарской и башкирской литературы Мажит Гафури (1880—1934), этнограф Каюм Насыри (1825—1902), кряшенский поэт, священник Яков Емельянов[5].
Рассмотрим их деятельность.
Галиааскар Камал
В 1901 выпускал газету «Тәраккый» («Прогресс»), организовал издательство «Мәгариф» («Просвещение»). С 1906 года работал в газете «Азат» («Свобода»), затем — «Азат халык» («Свободный народ»), где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.
Был издателем и редактором сатирического журнала «Яшен» («Молния», 1908—09), работал в газете «Йолдыз» («Звезда», 1907—17).
Печатался с 1900 года. Важнейшие произведения: драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) — резко бичевали пороки буржуазного общества.
То есть перед нами пропагандист, который в 22 года начал издавать газету, а откуда денежки – не сказал.
Ну и тексты его - это голимая пропаганда, направленная свережение существующего строя.
Мажит Гафури
Этому персонажу мы посвятили отдельную статью. Пропагандист, агент большевиков.
Каюм Насыри
Интересные заметки по этому поводу оставил Дж. Валиди, который писал: "…Насыров был человек нервный, чудаковатый, жил замкнуто, не любил общаться с людьми, не умел приобретать себе сторонников. Его жизнь прошла в маленькой квартире, без жены, без детей". Дж. Валиди приводит также слова известного татарского журналиста и педагога Х.Максуди, рассказавшего буквально следующее: «Получив из Закавказья письмо, в котором автор просил меня прислать материалы по казанской литературе… я обратился… к Каюму Насырову; выслушав мою просьбу сообщить свою биографию и дать фотографическую карточку, он ответил в том смысле, что не хочет давать о себе никаких биографических сведений для того народа, который до сих пор знать его не хотел и который обрекает на голодную смерть своих писателей; что он не имеет никакой такой фотографической карточки…»
То есть перед нами одиночка, который ни с кем не общается.
А что же он такого сделал?
Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», вышедший в 1884 году в университетской типографии. Это произведение, представляющее собой выражение всей татарской просветительской идеологии, и сегодня имеет огромное воспитательное и научное значение.
Как видите, это опять-таки пропаганда - мойте руки перед едой, жи и ши пишите через букву ы. Это не литература.
Это был человек из мусульманской семьи, преподаватель, просветитель. Но карьера не задалась и человек прожил свою жизнь в одиночестве.
Яков Емельянов нами уже рассматривался ранее.
Таким образом мы може сделать заключение, что в начале ХХ века никакой татарской литературы так же не существовало.