Найти в Дзене
Sunny Blues

Лучшие гитарные моменты группы «PINK FLOYD»

Оглавление

Творчество Pink Floyd, по праву считающейся одной из величайших групп всех времен, во многом определяется волшебной гитарой Дэвида Гилмора.

С психоделического старта под руководством деятельного, но непредсказуемого и непостоянного Сида Барретта, безмерного размаха концептуальных творений 70-х и до помпезности стадионных выступлений 80-х, звуковая картина Pink Floyd всегда была насыщена исключительной и изобретательной гитарой.

Потрясающие соло Дэвида Гилмора, уносящие в другие миры, где нет места обыденности, бесподобные гитарные риффы и электризующие гармонии не оставляют равнодушными новые и новые поколения фанатов.

Дэвид Гилмор
Дэвид Гилмор

В пятнадцати студийных альбомах группы легко можно найти одни из самых замечательных звуков в истории всей записанной музыки. На пике популярности Pink Floyd в 1970-85 годах выразительная гитара Гилмора пребывала в тесном взаимодействии со строгой мелодичной игрой на басу Роджера Уотерса, крепкими синтетическими текстурами Ричарда Райта и надежными барабанами Ника Мейсона.

Далее - подборка удивительных, космических гитарных моментов из богатого бэк-каталога группы, фантастических соло, аккордовых последовательностей, текстур и общего настроения, которые заставляют стоять дыбом волосы на головах поклонников.

20. Run Like Hell (The Wall, 1979)

Мрачноватая фанковая Run Like Hell неумолимо приближает нас к кульминации The Wall и к тому, чтобы с сожалением закрыть эту двойную антиутопическую книгу 1979 года.

Изначально музыкальная тема, которую мы слышим в Run Like Hell, предназначалась Гилмором для его первого сольного альбома. Run Like Hell - это мастер-класс по контрасту напряжений и расслаблений, его очень плотная аранжировка позволила свести к минимуму музыкальные изюминки, здесь нет соло, за исключением немногих нот, сыгранных на синтезаторе Ричардом Райтом.

Основной рифф - это повторяющаяся упругая, приглушенная правой ладонью нота «ре», на фоне которой звучит волнительная нисходящая последовательность аккордов, в итоге выносящих нас обратно к основной ноте. Куплет драматично раскачивается на четырех аккордах (Em, F, C и B), и далее всё снова возвращается к центральному риффу. Неотразимо!

А вы знаете?

Что тень от Run Like Hell можно таки найти в одноименном дебюте Гилмора, просто сравните с Short and Sweet.

19. Mother (The Wall, 1979)

Постепенно разрастаясь из лиричной акустической темы, Mother превращается в очень красивую и выдающуюся композицию, слегка сгладив в тексте антиутопию The Wall: «Мама будет оберегать своего малыша в уюте и тепле», вроде бы всё нежно, но достаточно цинично. Идеальная музыкальная основа для сдержанного, как и сама песня, но бесспорно великолепного соло Гилмора (2:50 по таймеру). Соло скользит вдоль аккордов G, C, D, G, грациозно подчеркивая основные ноты каждого из них.

Яркий пример гения Гилмора в создании изысканного звука без особых усилий и один из самых замечательных гитарных моментов на The Wall.

А вы знаете?

Что хотя трек звучит не столь резко для ушей, как многие другие аранжировки Floyd, он включает в себя множество смен размеров на нечётные, включая 5/8 и 9/8. Это неудивительно для прогрессив группы, но абсолютно неудобоваримо для Ника Мейсона, который отказался играть, и пришлось пригласить сессионного барабанщика.

18. Fat Old Sun (Atom Heart Mother, 1970)

Гипнотизирующая слух акустическая аранжировка Fat Old Sun, убаюкивающая слушателя своей безмятежностью - один из первых наглядных примеров гитарного мастерства Гилмора.

Но вот мы проходим через трехминутную отметку, и Гилмор освобождает своего внутреннего зверя и наступает ногой на педаль Arbiter Fuzz Face. Гитарная партия постепенно трансформируется из низких риффов, построенных от шестой струны, к ярким гаммам. Студийная версия явно представляет собой недооцененную жемчужину, концертный же вариант продвинул музыкальные идеи еще дальше, увеличив продолжительность песни и превратив соло в развёрнутый блюзовый джем.

А вы знаете?

Что студийный вариант Fat Old Sun - это практически полностью трек Дэвида Гилмора, сыгравшего на гитарах, басу и барабанах, и лишь Ричард Райт заглянул на студию, чтобы вписать клавишные.

17. The Final Cut (The Final Cut, 1983)

Грандиозный заглавный трек из последнего вклада Роджера Уотерса в канон Floyd и трактат о военных ужасах. The Final Cut, в котором почти нет гитары, позволил таки Гилмору просиять ближе к окончанию трека. Плотно заполняя каждый квадратный миллиметр финала мучительной, разбивающей сердце песни, Гилмор включает свой Stratocaster через педаль Electro-Harmonix Big Muff, и время от времени удваивает гитару дабл-трекингом для усиления акцентов.

И хотя пластинка была охвачена всё разрастающимся закулисным конфликтом, этот эмоциональный трек продемонстрировал высшую музыкальную алхимию Уотерса и Гилмора, даже если они не хотели находиться в одной комнате друг с другом.

А вы знаете?

Что хотя в 2005 году Уотерс с Гилмором и отложили свои взаимные претензии для легендарного выступления в Live 8, они до сих пор не в ладах. В частности, в прошлом году Уотерс разместил на своем канале YouTube видео, в котором критикует недостаточное освещение его работы на официальном сайте Pink Floyd.

16. One of These Days (Meddle, 1971)

Открывающая шестой альбом группы, One of These Days начинается с напряжённого басового интро, гитара Гилмора пока что отдыхает, минимально проявляясь на заднем плане. Но по мере того, как трек продвигается вперед, высокие ноты гитары внедряются в общую картину, а на пятиминутной отметке Дэвид полностью берет внимание на себя, выплескивая мелодично-хаотичное соло и снимая, таким образом, напряжение. Гитары прописаны дважды и полностью разведены на левый и правый каналы, слуховой эффект от всего сродни дуэли с самим собой.

Во вступлении бас-гитара также прописана два раза, в правый и левый каналы, причём играли и Уотерс, и Гилмор.

Когда Дэвида спросили о несколько тусклом звучании баса, он ответил: «У нас не было нового комплекта струн для второй бас-гитары. Мы послали роуди купить новые струны, но вместо этого он пошел к своей девушке».

Дэвид Гилмор
Дэвид Гилмор

А вы знаете?

Что у Pink Floyd не было общего видения альбома Meddle перед записью, и его окончательный вариант сформировался после того, как они записали 24 абсолютно новых музыкальных темы.

15. Hey You (The Wall, 1979)

В самом сердце этого трека - фаворита многих фанатов Floyd - один из самых ярких гитарных моментов The Wall, зажатое между очень напористыми риффами (представляющими собой характерное для альбома движение по ступеням 1-2-3-4 по очереди от соль и от ля) замечательное соло.

Помимо этого ключевого момента, трек наполнен различной интересной гитарной работой, включая акустические арпеджио от ми и ре минор, а также зловещие нонаккорды на протяжении всего трека. Несколько расстроенный тон гитары явно намекает на строй Нэшвилла.

А вы знаете?

Что Роджер Уотерс чувствовал, что Hey You в значительной степени удален от главного повествования альбома, и в итоге отказался от включения трека в фильмовую версию, поставленную Аланом Паркером. Позже он признался, что песня была о его разрыве с первой женой.

14. Wish You Were Here (Wish You Were Here, 1975)

Чисто кантри-фишка - последовательность аккордов Em7 - G - A7sus4 во вступлении. Звук гитары отфильтрован до навязчиво металлического, отлично контрастирующего с позднее вступающим мягким звучанием вокала.

Пластинка посвящена их бывшему коллеге по группе Сиду Барретту и насыщена ностальгическими размышлениями.

Wish You Were Here слушается как относительно простая акустическая пьеса, но её простые фразы и центральный рифф из пяти нот запоминаются надолго.

А вы знаете?

Что Wish You Were Here -это один из немногих редких примеров настоящего сотрудничества Уотерса и Гилмора, когда они совместно работали над структурой песни в студии.

13. Interstellar Overdrive (The Piper at the Gates of Dawn, 1967)

Разумеется, Дэвид Гилмор доминирует в любом обсуждении величайших гитарных моментов Pink Floyd, но не забудем о их бывшем фронтмене Сиде Барретте и его собственном живописном подходе к инструменту.

Нет лучшего примера, чем Interstellar Overdrivе.

Знаменитая гитара Сида
Знаменитая гитара Сида

В самом центре дебютного альбома Floyd Барретт ведет своих молодых товарищей по группе в необычное звуковое путешествие. Вместе со своим Fender Esquire 1962 года (украшенным маленькими круглыми зеркалами), Барретт выжимал злобные атональные звуки из этого инструмента, абсолютно завораживая изумленных слушателей, считавших его неотразимой фигурой психоделической эпохи.

В следующем году ухудшение психического состояния Сида привело к его уходу из группы, но такой тип новаторского абстрактного звукового ландшафта заложил основу для всего прог-рока.

Сид Барретт и Роджер Уотерс
Сид Барретт и Роджер Уотерс

А вы знаете?

Что создатель группы Барретт изменил её название с The Tea Set, объединив имена двух своих любимых исполнителей, Пинка Андерсона и Флойда Каунсила.

12. The Fletcher Memorial Home (The Final Cut, 1983)

Соло Гилмора в The Fletcher Memorial Home - возможно, лучший музыкальный момент в The Final Cut. Стратокастер Дэвида с впечатляющим уровнем сустейна прописан трижды и приправлен как его любимым фирменным Big Muff, так и легким фленджером Electric Mistress. В результате получилось очень подходящее для песни эпическое звучание, укравшее лидерство у страстного вокального исполнения Уотерса.

Соло эффектно сводится к простому мотиву из трех нот, который с гораздо большей мощью повторяется ближе к концу песни. Да, чрезмерная театральность трека может прийтись по вкусу не всем, но классная игра Гилмора превращает его в путешествие, которое стоит того.

А вы знаете?

Что The Fletcher Memorial Home - один из немногих треков Final Cut, которые нравятся Гилмору. Он сказал: «В лучшем случае, тут есть пара приемлемых треков. И я голосовал за то, чтобы The Fletcher Memorial Hom был включен в сборник Echoes. Мне нравятся Fletcher, The Gunner’s Dream и заглавный трек - вот три неплохих трека. Остальное - шлак».

11. Us and Them (The Dark Side of the Moon, 1973)

В иерархии величайших соло-гитаристов Гилмор, несомненно, находится на самом верху. Но несмотря на то, что он обладает блестящим талантом быть со своими соло в центре внимания, не менее важно и его мастерство находить потрясающие аккордовые последовательности, сочные арпеджио и продуманные построения текстуры.

Первоначально один из ключевых треков The Dark Side of the Moon, Us and Them, появился как фортепианная пьеса Ричарда Райта, но атмосфера безмятежности окончательной версии в значительной степени создана тонкой игрой Гилмора, обыгрывающего аккорды Dsus2, Esus2, Dm. мажор 7 и соль, но сохраняя при этом постоянный импульс открытой струны ре.

Эта почти что гипнотическая музыкальная композиция технически не очень сложна, но благодаря его мечтательной интонации, создаваемой с помощью педали Shin-ei UniVibe (которая модулирует эффект вращающегося динамика), работающей в тандеме с благодушным звуком органа Райта, создается один из самых трансцендентных безмятежных пейзажей Floyd.

А вы знаете?

Что Us and Them начал свою жизнь как предполагаемый саундтрек для «Забриски-Пойнт» Микеланджело Антониони. Однако он был отклонен, и группа реализовала идею на сессиях для своего следующего альбома.

10. Have a Cigar (Wish You Were Here, 1975)

Одна из самых нервных вещей во всем каталоге Floyd, потрясающая маниакально неустойчивая аранжировка Have A Cigar полностью соответствует тексту, цинично вскрывающему пустую бессмысленную природу звукозаписывающей индустрии.

Её интро рифф музыкально иллюстрирует эту ненадежность, а периодически возникающие короткие шквалы гитарного шума намекают на стремительный, постоянно меняющийся характер рок-н-ролльного образа жизни. Заразительная песня с кричащим основным вокалом, который исполнил Рой Харпер после того, как Гилмор и Уотерс были недовольны своими версиями.

Начиная с отметки 3:20 Гилмор начинает наращивать, он уверенно борется с рваной аранжировкой с помощью одного из своих самых ярчайших соло. Держась тональности ми минор, Гилмор демонстрирует несколько своих фирменных полутоновых бендов, а затем на 4:00 подчёркивает явную агрессию песни безжалостными чанкающими миниаккордами. После более чем минуты чистого, непринужденного звучания Гилмора всё обрывается и драматически переходит к заглавной песне альбома.

А вы знаете?

Что ключевая фраза в тексте Have a Cigar: «Ах да, кстати, который из вас Пинк??» - это был вопрос, который многие задавали группе. «Было очень много людей, которые думали, что Pink Floyd - это имя солиста и что вместе это Пинк и группа», - вспоминал раздраженный Гилмор.

9. Pigs (Three Different Ones) (Animals, 1977)

Одиннадцать минут безудержного гнева, направленного на богатых людей общества.

Сложная аранжировка Pigs, главного из трех основных заявлений трилогии Animals, окрашена целым спектром изумительной гитарной игры, от постепенного наращивания громкости до захватывающего развертывания Heil Talkbox после 5:00, порождающего совершенно удивительные звуки. Heil позволил Гилмору управлять гитарными нотами с помощью трубки во рту, подобно тому, как вокодер используется на синтезаторе.

В конце песни из микса вырывается второе пламенное соло, раскрывающее гитариста в его самой лучшей форме, с яростными хаммерами и пулами, дабл-стоп бендами, безумная истеричная интенсивность песни постепенно затихает, но даже через одиннадцать минут мы просто не хотим, чтобы это заканчивалось. Гениально!

А вы знаете?

Что в шедевре антиутопии Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» 2006 года можно заметить знакомую свинью, летящую у электростанции Баттерси. Визуальная дань уважения обложке Animals.

8. Echoes (Meddle, 1971)

По сути, 24-минутная последовательность сменяющих друг друга структур, в которых безудержно разворачивается Гилмор. Echoes - это грандиозный финал Meddle 1971 года, намекающая на сложные музыкальные вершины, к которым стремилась группа.

Плавная безмятежность вступления перемежается сдержанными и задумчивыми соло, когда Гилмор вместе со своими товарищами по группе вызывает в воображении состояние, похожее на сон. Аранжировка длится более 23 минут, в ней много приливов и отливов с различными конфликтующими между собой частями, позволяющими Гилмору сыграть новаторское соло, в котором он вызывает нагнетание напряжённости активным использованием рычага тремоло и звучащими как будто испуганно гитарными риффами.

Echoes - одно из первых убедительных заявлений молодого Гилмора как развивающейся творческой силы Pink Floyd. Спустя всего два года после ухода Сида Барретта Echoes демонстрирует, что группа по-прежнему полна решимости развивать и исследовать предельные возможности композиции и на своем пути заглядывать в поистине волшебные царства.

А вы знаете?

Что позже Уотерс утверждал, что Эндрю Ллойд Уэббер заимствовал центральную мелодию Echoes для заглавной песни The Phantom of the Opera, но он никогда не пытался отстаивать свое заявление на законных основаниях.

7. Another Brick in the Wall (Part 2) (The Wall, 1979)

Одна из самых известных песен Floyd - Another Brick in the Wall - это трек, изобличающий британскую образовательную систему, сыгранный в модном тогда диско-фанке. Знаменитая песня, в которой учащиеся Islington Green School декламировали центральное послание Уотерса «Нам не нужно образование…». Аранжировка песни при участии легендарного продюсера Боба Эзрина привела к смене музыкального направления Pink Floyd и сделала её достаточно коммерчески жизнеспособной, чтобы выпустить как сингл (поразительно, но это первый сингл группы в Британии с 1968 года).

Очень круто звучит фанковая ритм-гитара Гилмора, но именно соло, начинающееся на отметке 2:10, является безоговорочной кульминацией. Воткнув свой Gibson Les Paul Goldtop 1955 года выпуска со звукоснимателями P-90 прямо в микшерный пульт, Гилмор отлично вписывается в теплый органный звук, любезно предоставленный Риком Райтом, внедряя составные бенды, стаккато и чанкающие дабл-стопы на эту территорию. Мастер-класс по построению гитарного соло.

А вы знаете?

Что сингл пробился на вершину британских чартов в ноябре 1979 года, став единственным номером 1 группы и последним британским синглом номер один десятилетия.

6. High Hopes (The Division Bell, 1994)

Все заполняющие церковные колокола знаменуют собой конец пути, поскольку это последняя песня The Division Bell, которая представляет нам задумчивого Гилмора, блуждающего по волнам своей памяти и вспоминающего дни юности. High Hopes - одна из самых сильных песен того периода Floyd, с ее ориентированной на фортепиано аранжировкой, постоянно вращающейся вокруг центрального трехнотного мотива.

Внутренняя сентиментальность песни раскрывается через довольно-таки красивый текст, но в заключительном соло мы реально погружаемся в боль Гилмора, выраженную с помощью какой-то кричащей слайд-гитары. Это соло воплощает агонию ностальгии, в которой Гилмор упивается драматическим потенциалом своей стил-гитары Jedson, достигая неслыханных ранее высот. Гитарная работа Гилмора звучит одновременно и технически мастерски, и в то же время глубоко человечно. Это финал, демонстрирующий его симбиоз с инструментом.

А вы знаете?

Что название песни было предложено близким другом Гилмора, автором романа «Автостопом по галактике» Дугласом Адамсом.

5. Money (The Dark Side of the Moon, 1973)

Шагающий бас из этой классической темы Dark Side of the Moon затягивает в воронку одного из самых захватывающих звуковых водоворотов Pink Floyd. Неестественный размер 7/4 и жесткая форма 12- тактового блюза являются идеальной структурой для размышлений группы о капитализме, но эти построения Уотерса нарушает Гилмор, когда его дабл-трекинг соло влетает в более традиционный размер 4/4.

В студии Гилмор впечатляюще воспроизвел ноту за нотой, прописывая второй трек первой части соло, а во второй части он намеренно отключил все эхо, представив сухой, закрытый звук, чтобы создать иллюзию звучания небольшой блюзовой группы, играющей в крохотной комнате.

В третьей части динамика еще больше сдвигается по мере усиления неистовой атаки Гилмора, реактивации фузза и добавления дополнительных наложений в микс. Взаимодействие между Уотерсом и Гилмором восхищает, ибо партия Гилмора постоянно подталкивает вперед басовую партию Уотерса, то вступая в ритм с ней, то убегая от неё.

Money, it's a gas!

А вы знаете?

Что звук кассового аппарата, слышимый на протяжении всей песни, был записан на ленту, склеенную вручную и наложен в студии Роджером Уотерсом и продюсером Аланом Парсонсом.

4. Dogs (Animals, 1977)

Как и Echoes, этот трек из альбома Animals дает Гилмору полный простор для того, чтобы разогнать свое соло, и раскрывает реальные масштабы его способностей. Плавно накатывающаяся, синкопированная акустическая гитара плавно вводит нас в динамичный звуковой ландшафт песни. Постоянное чувство некой неуверенности дополнительно подчеркивается нечетной структурой аккордов Dm9, E ♭ maj7sus2 / B ♭, Asus2sus4 и A ♭ sus2 (♯11). Страшно выглядит в записи, но красиво звучит!

Пульсирующее соло материализуется на отметке 1:50, расчищая нам путь к парящему центральному дабл-трекинг риффу, который захватывает и определяет всю аранжировку на отметке 3:40.

Второе соло - конкретно диссонирующе ревущее, а на отметке 13:25 Гилмор уходит прочь с более насыщенным реверберацией соло, возвращаясь затем на божественный центральный рифф.

Гилмор подключил свой новый Fender Telecaster 1959 года для сессий с Animals, перестроив гитару на DGCFAD. Сыграно гораздо более жестко, чем когда-либо прежде, и песня на долгое время стала любимой у фанов.

А вы знаете?

Что Dogs родились в 1974-м ближе к концу тура Dark Side of the Moon и первоначально назывались You’ve Got to Be Crazy.

Ранняя версия песни

3. Shine On You Crazy Diamond (Wish You Were Here, 1975)

Музыкальное произведение, которое является великолепным примером гитарного мастерства даже не из-за его жгучих соло, щекочущего душу центрального риффа или удачного выбора аккордов, вовсе нет, волшебство этой во многом определяющей группу композиции заключается в том, как все эти элементы работают вместе, в сочетании с богатейшей звуковой основой синтезаторов. Тревожная, многочастная Diamond, общепризнанная шедевром Pink Floyd, стала достойным памятником их бывшему руководителю Сиду Барретту.

Разделенная на два трека, со структурой из девяти частей, Diamond начинает и завершает музыкальное путешествие Wish You Were Here.

Звукорежиссер Брайан Хамфрис вспоминал, что для тех леденящих кровь четырех нот B ♭, F, G и E, составляющих центральный рифф песни, «Дэйв хотел более мощного звука, поэтому попробовал писать гитару в другой студии. Он затащил усилители и колонки в Studio One - студию классической музыки - и поставил микрофон на расстоянии». Возникло эхо, которое и определило всё звучание темы, экспоненциально перерастающей в задушевный гимн. Смоуки-рифф пронизывает всё интро пьесы, а второе соло просто вопит отчаянным, безудержным гневом. Это вневременная композиция, которая, возможно, является лучшей композицией во всем каталоге Floyd.

А вы знаете?

Что Гилмор разработал эффект «Sound on Sound» для исполнения песни на концертах, это позволило ему разделить свой гитарный сигнал на две составляющие. Он отправлял сигнал взятого им аккорда на Roland Delay, а затем переключался на соло поверх повторяющегося аккорда через другой канал. Два сигнала поступали на два усилителя Hiwatt.

2. Time (The Dark Side of the Moon, 1973)

Мало таких людей, которые не считают Time одним из божественных треков Pink Floyd. Глубокий и трогательный текст, оплакивающий течение времени. Роскошное соло Гилмора уверенно скользит и танцует вокруг центральной мелодии, гармонично вплетаясь в последовательность аккордов куплета F♯m, A, E, F♯m. Искажённый звук его Stratocaster получился в результате прохождения сквозь цепочку Coloursound Power Boost, Dallas Arbiter Fuzz Face и Binson Echorec, и все это было прокачано через его неизменный надежный Hi-Watt. Усилители мощностью 100 Вт и кабинеты WEM Super Starfinder.

Но красота соло Time не только в его тщательно продуманной последовательности звуковых девайсов, но и в том, как Гилмор играет его, точно передавая чувственность трека. «Я думаю, что гитарное соло - это то, как мои эмоции наиболее свободно выражаются, потому что вербальная артикуляция - не самая сильная моя коммуникационная сила», - сказал Гилмор в 2015 году. Извилистое соло Time является ярким примером этого, демонстрируя быстротечность времени с помощью шести струн.

А вы знаете?

Что припев поет Ричард Райт, это его последний вокальный вклад в группу вплоть до выхода альбома The Division Bell 1994 года, где он спел на треке Wearing the Inside Out.

1. Comfortably Numb (The Wall, 1979)

Второе соло Comfortably Numb получило всеобщее признание как наиболее образцовый вариант гитарного соло, но на самом деле оно было собрано из целого ряда сольных партий, сыгранных Гилмором. И полученный результат стал окончательной демонстрацией виртуозности Гилмора. Дэвид играет на своем черном Stratocaster, подключенном через его любимую педаль EHX Big Muff с добавкой задержки, и его интенсивное исполнение, и эйфорические фразы поднимают настроение после сдержанной напряженности куплета.

«Я просто пошел в студию и сыграл пять или шесть соло», - рассказал Гилмор в 1993 году: «С этого момента я следовал своей обычной процедуре, которая заключается в прослушивании каждого соло и составлению диаграммы по тактовым линиям, чтобы понять, где и какие фразы наиболее хороши. А затем я просто следую этой диаграмме, поднимая один фейдер, затем другой фейдер, прыгая от фразы к фразе и пытаясь полностью создать действительно хорошее соло».

Эта техника принесла неоспоримые плоды. Comfortably Numb - непревзойденное соло Гилмора - превратилось в постоянно развивающуюся живую музыку. Концертные версии из тура P.U.L.S.E. и его сольного выступления в Гданьске - воплощение того, как Гилмор продолжал развивать это впечатляющее произведение искусства.

А вы знаете?

Что как и в случае с Run Like Hell, базовая последовательность аккордов Comfortably Numb была сначала набросана как предполагаемый сольный трек для первого альбома Гилмора, а уже затем преобразована в самую запоминающуюся песню The Wall.

Читать также: