Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О необходимости предоставить уточненные декларации о плате за НВОС с учетом фактических выбросов

Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 г. по делу № А65-20966/2020

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа в части необходимости предоставить уточненные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) с учетом фактических выбросов в атмосферный воздух и размещения отходов.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Фабула дела:

По результатам проведенной проверки, Административный орган установил нарушение Обществом требований ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» (ФЗ – «Об отходах производства и потребления»), выразившиеся в невнесении платы за НВОС.

По данному факту Административным органом выдано предписание Обществу об устранении выявленных нарушений.

Общество отметило, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников произведены подрядными организациями в результате выполнения работ от их стационарных источников, на основании заключенных с Обществом договоров подряда.

Полагая, что обязанность по внесению платы за НВОС возложена на подрядные организации, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа.

Правовое обоснование:

1.Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») плата за НВОС взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Из положений ч. 1 ст. 16.3 ФЗ, ч. 1 ст. 16.4 «Об охране окружающей среды» следует, что плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату; плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-«Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

2.Суд указал, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Материалами дела установлено, что обязанность по обращению с образовавшимися отходами возложена на подрядные организации в соответствии с заключенными контрактами.

3.На основании изложенного, суд пришел к выводу, что подрядные организации являются собственниками отходов, образующихся в результате выполнения работ, а соответственно и лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем требования Общества об отмене предписания в оспариваемой части подлежат удовлетворению.

Резюме:

Хозяйствующий субъект обязан вносить плату за НВОС с учетом ведения хозяйственной деятельности на принадлежащих ему объектах НВОС.
При этом обязанность по внесению платы за НВОС за размещение отходов, образующихся в результате проведения работ для заказчика, может быть возложена на подрядную организацию в соответствии с гражданско-правовым договором.