Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу поговорить на необычную тему об экстремальных видах спорта: парапланеризме и дельтапланеризме. Дело в том, что когда я училась в университете Томска, я параллельно занималась этими видами спорта и имею спортивные разряды в каждом виде.
Так что же опаснее: параплан или дельтаплан? Давайте выяснять!
Сначала поговорим о дельтапланах!
Они имеют жесткую конструкцию из дюрале-аллюминиевых труб, а современные спортивные и еще из углепластика. В плотную ткань крыльев вставлен жесткий каркас!
Именно этот каркас при правильных действиях пилота защитит его при падении с небольшой высоты. Конечно, если высота большая, то шансов немного, и на помощь приходит специальный парашют, способный раскрыться на высоте от 30 метров!
Сам человек находится в специальной подвеске под крылом по центру. Большая часть энергии примут на себя трубы, и человек уцелеет. Правда, есть одно "но"! Если пилот неправильно отреагирует, то может удариться головой о конструкцию, например о килевую трубу или о подкосы.
У меня был нехороший случай, когда я, летая на учебном аппарате "Славутич", попала в роторную зону (турболентность) при старте с горы (а стартуют и параланеристы и дельтапланеристы с гор), не выдержала угол атаки аппарата (завесила, слишком большой угол атаки), и упала с 30 метров. Дельтаплан потерял скорость, завалился на бок и опустил нос, можно сказать, это был штопор! Мне повезло, что удар пришелся по касательной в гору и в снег! Я расслабилась и упала как мешок! Те минуты падения были самыми долгими в моей жизни! Никогда не забуду!
Как обычно, здесь неудачно встретилось несколько негативных факторов, как чаще и бывает при летных проишествиях. Именно сочетание нескольких факторов приводят к такому.
Аппарат был не мой и я его не изучила, боковой сильный ветер и завешивание дельтаплана (моя ошибка)! Мне повезло, я вообще ничего не сломала и даже синяков не было! Всю силу удара принял на себя дельтаплан! Его носовой узел был смят, сломаны подкосы, килевая и консоль! Меня отстранили от полетов на две недели, и я долго восстанавливала аппарат!
Теперь возьмем параплан!
Он состоит из мягкого крыла с воздухозаборниками, стропами и подвески, в которой сидит пилот.
В случае нештатных ситуаций, например твиста, когда купол просто закручивается или сложения крыла в сильной турбулентности, сначала землю встречает пилот, потом уже купол! Спасает лишь быстрая и правильная реакция пилота по выправлению купола в воздухе или парашют!
У меня был неприятный случай, когда я вынуждена была садиться с подветренной стороны линии деревьев и попала в турбулентную (роторную) зону. Часть крыла сложилось, а высота была всего 50 метров! Я быстро прокачало крыло, оно выправилось, но не успела погасить скорость, и я жестковато приземлилась, отделавшись ссадинами.
Так что вывод напрашивается сам! Несмотря на то, что у дельтаплана скорость выше, они все равно безопаснее!
Дорогие друзья, благодарю Вас за прочтение данной специфической темы и до новых встреч!!!