Найти тему
На суше и на море

На чем безопаснее летать: на дельтаплане или параплане

Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу поговорить на необычную тему об экстремальных видах спорта: парапланеризме и дельтапланеризме. Дело в том, что когда я училась в университете Томска, я параллельно занималась этими видами спорта и имею спортивные разряды в каждом виде.

Так что же опаснее: параплан или дельтаплан? Давайте выяснять!

Красиво летают парапланы. Оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.
Красиво летают парапланы. Оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.

Сначала поговорим о дельтапланах!

Они имеют жесткую конструкцию из дюрале-аллюминиевых труб, а современные спортивные и еще из углепластика. В плотную ткань крыльев вставлен жесткий каркас!
Полет на дельтаплане. Оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.
Полет на дельтаплане. Оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.

Именно этот каркас при правильных действиях пилота защитит его при падении с небольшой высоты. Конечно, если высота большая, то шансов немного, и на помощь приходит специальный парашют, способный раскрыться на высоте от 30 метров!

На дельтаплане. Г. Каракан, Кемеровская обл. Фото из личного архива.
На дельтаплане. Г. Каракан, Кемеровская обл. Фото из личного архива.
Сам человек находится в специальной подвеске под крылом по центру. Большая часть энергии примут на себя трубы, и человек уцелеет. Правда, есть одно "но"! Если пилот неправильно отреагирует, то может удариться головой о конструкцию, например о килевую трубу или о подкосы.

У меня был нехороший случай, когда я, летая на учебном аппарате "Славутич", попала в роторную зону (турболентность) при старте с горы (а стартуют и параланеристы и дельтапланеристы с гор), не выдержала угол атаки аппарата (завесила, слишком большой угол атаки), и упала с 30 метров. Дельтаплан потерял скорость, завалился на бок и опустил нос, можно сказать, это был штопор! Мне повезло, что удар пришелся по касательной в гору и в снег! Я расслабилась и упала как мешок! Те минуты падения были самыми долгими в моей жизни! Никогда не забуду!

А это я на учебном аппарате "Славутич" на тренировочной базе Лоскутово, Томск. Фото из личного архива.
А это я на учебном аппарате "Славутич" на тренировочной базе Лоскутово, Томск. Фото из личного архива.
Как обычно, здесь неудачно встретилось несколько негативных факторов, как чаще и бывает при летных проишествиях. Именно сочетание нескольких факторов приводят к такому.

Аппарат был не мой и я его не изучила, боковой сильный ветер и завешивание дельтаплана (моя ошибка)! Мне повезло, я вообще ничего не сломала и даже синяков не было! Всю силу удара принял на себя дельтаплан! Его носовой узел был смят, сломаны подкосы, килевая и консоль! Меня отстранили от полетов на две недели, и я долго восстанавливала аппарат!

Теперь возьмем параплан!

Он состоит из мягкого крыла с воздухозаборниками, стропами и подвески, в которой сидит пилот.
Старт на параплане. Оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.
Старт на параплане. Оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.

В случае нештатных ситуаций, например твиста, когда купол просто закручивается или сложения крыла в сильной турбулентности, сначала землю встречает пилот, потом уже купол! Спасает лишь быстрая и правильная реакция пилота по выправлению купола в воздухе или парашют!

Полеты на оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.
Полеты на оз. Учум, Хакасия. Фото из личного архива.

У меня был неприятный случай, когда я вынуждена была садиться с подветренной стороны линии деревьев и попала в турбулентную (роторную) зону. Часть крыла сложилось, а высота была всего 50 метров! Я быстро прокачало крыло, оно выправилось, но не успела погасить скорость, и я жестковато приземлилась, отделавшись ссадинами.

Здесь я на своем параплане Блюз.Г. Каракан, Кемеровская обл. Фото из личного архива.
Здесь я на своем параплане Блюз.Г. Каракан, Кемеровская обл. Фото из личного архива.

Так что вывод напрашивается сам! Несмотря на то, что у дельтаплана скорость выше, они все равно безопаснее!

Дорогие друзья, благодарю Вас за прочтение данной специфической темы и до новых встреч!!!