Таможенное декларирование в России окончательно перешло в электронный формат. С февраля 2021 года в полную силу заработала система диспетчеризации деклараций, которые теперь автоматически распределяются по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭД). О том, как автоматизация повлияла на участников ВЭД, поведал руководитель отдела электронного обучения учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий.
– Система Центров электронного декларирования и диспетчеризация деклараций действительно наиболее очевидно повлияли на нашу деятельность. Для кого-то это позитивный момент, для кого-то негативный, однако сейчас мы наблюдаем следующие масштабные изменения: более чем 600 таможенных постов и контроля сократились до 16 ЦЭД, часть из которых – специализированные. Получается, что число мест проверки деклараций сократилось, где-то это отразилось на личном составе (имеются в виду сокращения), стало больше авторегистраций и больше автовыпусков деклараций.
Однако не всё так радужно: компенсацией автоматизации будет постконтроль.
Таможня уже концентрируется на том, чтобы направлять запросы участникам ВЭД на предоставление бухгалтерских документов на реализацию товаров; проверять товары уже на момент их нахождения на таможенной территории; проконтролировать их перепродажи и т. д.
Что дало нам создание системы ЦЭД?
С одной стороны, невозможность близкого контакта с инспектором и определённая привязка, связанная с диспетчеризацией деклараций, когда мы вынуждены работать только со специализированными ЦЭД или со своим регионом, в зависимости от того, в какую категорию попадают наши грузы.
Больше информации - в нашем телеграм-канале!
Появилась алгоритмизация, когда в начале проверяется статус товара – относится ли он к компетенции акцизной таможни или к компетенции центрально-энергетической таможни? Декларация направляется в профильный таможенный орган.
К сожалению, были моменты, когда система не срабатывала и ряд участников ВЭД жаловались, что их декларация «откидывается» в региональный ЦЭД, а не в акцизный, несмотря на то, что код товара входит в приказ Минфина.
Пока единственным решением стала передача периодической декларации, при которой она не диспетчеризируется, а в порядке корректировки таможенной декларации (КТД) меняется седьмая графа – таким образом от диспетчеризации уходили. Выход очень сомнительный и вряд ли приживётся, но будем надеяться, что в скором времени исправят уже саму информационную систему, и все декларации будут распределяться корректно.
ЦЭД также делятся по видам транспорта: у нас три морских ЦЭД (Балтийский, Новороссийский, Владивостокский), а также Московский авиационный узел. Далее, если никаких специфических признаков у нас в декларации не появилось, мы направляем её в региональный ЦЭД, где зарегистрирован декларант – компания участник ВЭД (идёт привязка по ИНН).
Здесь тоже выявились нюансы. Так, наши коллеги всегда подавали декларацию в Санкт-Петербурге, хотя компания зарегистрирована в Московской области. Но с 1 февраля декларации стали «улетать» в Московскую область. Так как участник ВЭД новый, их стали проверять – был досмотр при первой подаче. Зато ранее у них были дополнительные проверки по стоимости товаров в Петербурге, а в Московской области таких проверок нет. Так что, могут быть и плюсы и минусы.
Прогнозы
Сейчас таможня прорабатывает вариант объединения региональных таможенных управлений и электронных таможен, чтобы создать единую структуру– мы к этому придём. И конечно мы ждём, что будет обновляться «АИСТ-М» (электронная система автоматизации таможенных операций – прим. «ВЭДсовет»). Обновление будет в этом или в следующем году, когда у ФТС появится новый центр обработки данных.
Не исключено, что этот переходный период будет сопряжён со сбоями, к этому надо готовиться. Однако новое ПО будет централизованным, всё будет на основе единого источника, что скорее хорошо.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !