Почувствуй себя дизайнером
Кастомайзинг, или персонификация одежды, превратился в глобальный тренд. В СССР молодежь так спасалась от натиска железного занавеса, а сегодняшние модники превратили кастомайз в субкультуру. Спрос на кастом диктуют сами покупатели — в эпоху быстрой моды люди хотят получать редкие, более персональные вещи, в создании которых они принимали непосредственное участие. Марки добавляют на сайтах функцию персонификации: в несложном конструкторе каждый сам может выбрать, какого цвета шнурки и подошву он хочет видеть на новой паре кроссовок и что будет написано на спине футболки.
Например услуга кастомизации есть на Farfetch. В 2017 году онлайн-ретейлер разрешил пользователям создать свою версию мюлей Nicholas Kirkwood — выбрать в 3D-редакторе фактуру кожи, принт и даже оттенок прострочки. В магазинах Leviʼs покупатели прямо не отходя от кассы могут создать искусственные потертости на шортах, пришить к ним заклепки или патчи с ироничными надписями. Сервис кастомизации не так давно появилсяна сайте Gucci — переделать можно сумки и обувь.
Что можно кастомизировать
В уличной моде кастомайзеры — это звезды не хуже дизайнеров с именами; причем нередко DIY получается лучше оригинала. Энтузиасты кастомизируют все, что попадается по руку, — от зубных щеток
и баскетбольных мячей
до Ferrari, но чаще всего занимаются кроссовками. Социальные медиа стали основной платформой кастомайзеров: здесь они публикуют и продают свои работы (причем ценник кастомной вещи может превышать стоимость пары кроссовок в несколько раз).