Не называющая своё имя бывшая студентка университета обвиняет руководство историко-филологического факультета в принуждении к голосованию себя, коллег-студентов и преподавателей вуза. Руководство факультета отвергает эти обвинения или молчит. Эксперты говорят об огромной распространённости проблемы принуждения к голосованию в России, но и о нежелании принуждаемых жаловаться в следственные органы на подобное отношение.
Она скрывает своё имя, так как боится, что разглашение анонимности повредит преподавателям университета, которых она уважает. На вопрос, каким образом разглашение анонимности повредит преподавателям, ответа не последовало.
Обвинение
Студентка училась в МарГУ на историко-филологическом факультете в 2013-2017 гг., где получила диплом бакалавра. Копия этого диплома находиться в распоряжении журналиста «7*7». Она скрывает своё имя, так как боится, что разглашение её анонимности повредит преподавателям университета, которых она уважает. На вопрос, каким образом разглашение анонимности повредит преподавателям, ответа не последовало.
-Я сталкивалась с принуждением к голосованию в течение срока своей учёбы в университете всякий раз, когда были выборы. [с сентября 2013 по июнь 2017 гг. в Марий Эл и Йошкар-Оле проводились следующие выборы в органы власти и праймериз «Единой России», где любой избиратель мог голосовать на избирательном участке: праймериз «Единой России» перед выборами в Госсобрание Марий Эл в мае 2014 г., выборы в Госсобрание Марий Эл и в городское собрание Йошкар-Олы в сентябре 2014 г. выборы Главы Марий Эл в сентябре 2015 г., праймериз «Единой России» перед выборами в Государственную Думу РФ в мае 2016 г., выборы в Государственную Думу РФ в сентябре 2016 г.]. Принуждали студентов декан историко-филологического факультета Алексей Ошаев, замдекана факультета по учебной работе Инна Чеснокова и заведующая кафедрой русского языка, литературы и журналистики Елена Карташова.
Эти люди, якобы, не утруждали себя аргументами в обоснование своих требований:
- Идите голосовать, чтоб все были! По спискам проверять будем!» - их обычные слова. Ошаев, Чеснокова и Карташова орали на тех, кто отказывается следовать их указаниям, угрожали студентам лишить непокорных студентов стипендии, проверить всех непришедших на выборы студентов по спискам. От студентов и преподавателей требовали не просто прийти на выборы, но и проголосовать за конкретного кандидата . Сейчас не помню фамилий этих кандидатов, но помню, что их фамилии давали студентам на листках бумаги. Преподаватели говорили, что названные лица просили фотографировать бюллетень с галочкой проставленной.
Источник так характеризует отношение студентов МарГУ к принуждению:
- Выслушивающие эти речи в ответ молчали, никогда не указывали принуждающим к выборам на незаконность такого принуждения. И речи не шло о заявлениях студентов в Следственный Комитет на нарушение избирательных прав, так как студенты воспринимали принуждение как нечто, не заслуживающее внимания. После таких жалоб студентов в правоохранительных органах подняли бы на смех, а из университета исключили бы. Но на выборы после этих речей ходили не все, и я в числе этих не всех. Несмотря на предварительные угрозы, санкции ко мне и другим, не ходившим на выборы, не применяли.
Если бывшая студентка МарГУ говорит правду, Ошаев, Карташова и Чеснокова нарушили статью 141 Уголовного кодекса РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий». За это преступление полагается штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.
Защита
Елена Карташёва называет слова о своей причастности к принуждению студентов МарГУ к голосованиям ложью, заявляет, что никогда ни о чём подобном не говорила со студентами. Заведующая кафедрой намерена обратиться в Прокуратуру с целью найти студентку, распускающую ложные, по собственному мнению, слухи. Алексей Ошаев и Инна Чеснокова не ответили на попытки журналиста «7*7» связаться с ними.
Доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики МарГУ Сергей Журавлев называет утверждения студентки домыслами и заявляет, что ему ничего не известно о принуждении к голосованию в вузе.
Профессор кафедры методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин университета Александр Бахтин сказал, что несколько раз сталкивался с просьбой вузовского начальства проголосовать на выборах и на праймериз партии «Единая Россия»:
- Вузовское начальство настоятельно просило меня проголосовать и отзвониться. Ему по итогам голосования Кандидата, за которого мне нужно проголосовать, мне не говорили. Но это были именно просьбы, а не принуждение, и мне неизвестно, что кто-либо из сотрудников МарГУ пострадал за то, что не проголосовал или проголосовал не за того кандидата. После назначения Главой Центризбиркома Эллы Панфиловой в 2017 г. подобных просьб стало меньше. Я и сам по собственной инициативе призывал студентов исполнить свой гражданский долг и участвовать в выборах. Но это не принуждение и делать это меня никто не заставлял. Сам всегда хожу на выборы без каких-либо понуждений, считаю это своим гражданским долгом.
Общество смирилось с принуждением
Перед каждыми выборами в России социальные сети полнятся сообщениями о принуждении к голосованию людей по местам учёбы и работы. Как правило, такие сообщения анонимны. В марте 2018 года сотрудник "Республиканского центра татарской культуры в Марий Эл" Рамай Юлдашев сообщил, что сотрудников этого учреждения принуждают к голосованию на выборах Президента России. Но Юлдашев не стал тогда писать заявление в Следственный Комитет, так как «у него двое детей».
По сведениям сопредседателя правозащитной организации «Человек и Закон» (выполняет функции иностранного агента) Ирины Протасовой, в Марий Эл не было ни одного случая доведения жалоб на принуждение к голосованию до правоохранительных органов и суда. Эксперт движения в защиту прав избирателей «Голос» Денис Шадрин знает только два дела о принуждении к голосованию в России.
- В 2011 г. суд приговорил главу поселка Листвянка Иркутской области Татьяну Казакову и к шести годам лишения свободы условно о статье, двум с половиной годам запрета занимать государственные должности и штрафу в размере 600 тыс. рублей по статье и 141 УК РФ и ещё по двум статьям УК. По версии следствия, главой администрации Листвянки Казакова стала в результате подкупа, обмана и принуждения. Ей удалось устроить так, что голоса за нее на выборах 12 марта 2006 года отдали люди, которые работают на предприятиях, подконтрольных ее семье. Они не были жителями Листвянки, но получили там прописку на время избирательной кампании. Подыскивать кандидатов ей помогала начальник отдела кадров ООО «Внешрегионторг» Наталья Кенез. Последняя за своё преступление получила два года условного заключения.
В июне 2020 г. Прокуратура провела проверку по поводу письма главного врача кировской поликлиники №7 заведующим всех подразделений медучреждения о необходимости провести собрания по поводу явки сотрудников на голосование по поправкам в Конституцию. Якобы те должны были обязательно проголосовать до 1 июля. По итогам проверки Прокуратура вынесла главному врачу предупреждение.
Как видим, уголовных дел против вузовского начальства по подобным обвинениям в России не было и нет.