Главу Министерства индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова можно отнести к руководителям, постоянно находящимся на линии огня. И несмотря на то что выпущенные в его сторону информационные залпы давно уже превратили реноме министра в сито, сам он, будучи опытным участником боевых действий, продолжает сражаться до последнего патрона.
Скандалы, бьющие по министру напрямую или лишь задевающие его по касательной, следуют один за другим. Это и война с АО «Азия Авто», и дорогостоящая аренда за госсчет автомобилей представительского класса, и разросшееся до международных масштабов «патронное дело», и неразбериха с ИВЛ казахско-турецкой сборки, и проблемы грузоперевозок через территорию КНР, на которые министр и его команда просто закрыли глаза, и многое другое.
Из последнего можно вспомнить раскритикованное в пух и прах президентом страны качество дорог, когда полетели головы руководителей подведомственных МИИР организаций. Даже депутаты не щадят министра – то откровенно наезжают на него, а то и вовсе требуют «не спать». Но Бейбут Атамкулов, как тот кот Васька из басни, – слушает, да ест. А почему бы и нет, коли есть что «проедать»?!
То, что именно через Министерство индустрии и инфраструктурного развития протекает поток государственных деньжищ в сравнимых с космическими масштабах, давно является секретом Полишинеля. Вопросы вызывает скорее эффективность их использования, особенно учитывая не только вышеупомянутые скандалы, но и многочисленные дорогостоящие инициативы самого министра Атамкулова, которые зачастую можно воспринимать как по-настоящему вредительские. Чего стоит его предложение увеличить до 470 миллиардов финансирование проектов через «Отбасы банк», что, по мнению экспертов, тут же привело бы к надуванию гигантского пузыря на рынке жилищного строительства и недвижимости в целом. И вряд ли министр Атамкулов и сотрудники его ведомства могли этого не понимать.
Однако не будем торопиться навешивать на этих людей ярлык «врагов народа», потому как не у меня одной складывается ощущение, что все они живут в какой-то параллельной реальности, если не сказать – в Королевстве кривых зеркал.
А значит, нет ничего удивительного в том, что в первый год пандемии, когда страна захлебывалась от дефицита ИВЛ и кислородных баллонов, а бизнесмены на собственные средства закупали за рубежом все жизненно необходимое, Бейбут Атамкулов хвастался перед депутатами приобретением 50 новых пассажирских вагонов за 20 миллиардов тенге – по 400 миллионов за каждый. Особенно «актуально» это выглядело на фоне парализованных по случаю карантина транспортных артерий. Кроме того, за последние несколько лет Казахстаном и без того было закуплено порядка 200 вагонов…
И такое отношение со стороны витающих в эмпиреях представителей одного их центральных органов власти наблюдается во всем. Возьмем те же СЭЗ – специальные экономические зоны, которыми также занимаются министр Атамкулов и его подчиненные. Несколько лет назад еще первый президент Казахстана поручал рассмотреть вопрос об их ликвидации. И хотя СЭЗ чиновники тогда отстояли, но до ума их так и не довели.
Теперь в бой за воскрешение этих «живых мертвецов» рвется Бейбут
Атамкулов. Хотя уже сейчас очевидно, что заклинания на увеличение срока деятельности СЭЗ и ужесточение санкций в отношении населяющих их инвесторов, не исполнивших своих обязательств, не приведут к успеху. Если уж методом пряника, который применялся в течение предыдущих двадцати лет, на их территории удалось запустить менее 300 проектов общей стоимостью триллион тенге, то уповать на метод кнута явно не приходится. Но Бейбут Атамкулов оптимистично рассчитывает за пять лет в разы увеличить количество проектов, доведя их стоимость до 10 триллионов тенге, чисто бюрократическими методами.
Похоже, что у министра не только отличная от простых смертных реальность, но и собственная система исчисления, позволяющая ему весьма вольно оперировать цифрами. Так, уже в первые дни своей работы на посту министра Бейбут Атамкулов на голубом глазу доказывал депутатам, что в стране подешевели авиабилеты:
«Если в 2012 году средняя стоимость авиабилета по маршруту Нур-Султан – Алматы в перерасчете на курс доллара составляла 85 долларов, то в 2019-м билеты стоят в среднем 60 долларов».
После подобных заявлений не возникает сомнений, что с такими арифметическими способностями главы ведомства Министерству индустрии и инфраструктурного развития не стоит труда формировать красивые отчеты о победах и достижения, на которые якобы и были направлены бесследно исчезнувшие в его недрах сотни миллиардов государственных средств, даже если на самом деле на выходе наша страна получила пшик.
И вряд ли для большого начальства такой расклад является секретом. Просто кому-то очень выгодно постоянно держать Бейбута Атамкулова на линии огня, чтобы он в качестве живой мишени отвлекал наше внимание от того, в какую сторону через проложенный в его ведомстве деньгопровод текут бюджетные миллионы…