Я не экстрасенс и не претендую, но каждое здание, место, достопримечательность имеет для меня дух и энергию.
Возможно, ассоциативный ряд выстраивается, может из подсознания что-то отзывается, но с первого взгляда эта бетонная глыба, абсолютно инородная всему, что ее окружает, привлекла моё внимание.
Известный памятник конструктивизма - ДК Связи в треугольнике Большой Морской, Почтамтской и набережной Мойки - возвышается словно мрачный замок графа Дракулы. (У кого-то я даже встречала сравнение с гнилым зубом в здоровом рте).
Решила нарыть известную или не очень информацию, чтобы разобраться, какой ее дух отозвался мне.
Какая-то изнанка в нём есть.
Наверняка такой интересный кусочек земли в центре Петербурга не пустовал до 1929 года (именно тогда ДК связи начал расправлять плечи).
А дело было так...
Если говорить о веке 19, то место это действительно пустовало. Границы города были совсем другими, поэтому на интересующем меня треугольнике на тот момент была лишь пристань, где отгружали строительные материалы.
И больше ничего.
Затем эту государственную землю стали сдавать в аренду. Попадалась информация, что там был зоопарк с настоящими жирафами и слонами.
А в 1862 году немаленькая немецкая община Петербурга накопила приличную сумму, чтобы таки создать для себя отдельный приход.
Чем не повод отдать безвозмездно сей участок?
Кирха получилась отменная: красный кирпич стен, высокий шпиль колокольни, большие окна. И ко всему она была многофункциональна: первый этаж занимали школа и квартира пастора, а второй - уже непосредственно храм, украшенный витражами и трубами органа.
В таком виде кирха пробыла лишь 10 лет. В 1872 году случился крупный пожар, после которого приходу потребовалась первая реконструкция. Деревянные конструкции, понятное дело, сильно пострадали. Пришлось заменить их на металлические, но зато это позволило поднять высоту потолка и колокольни.
А вот в веке двадцатом зданию совсем не повезло. После революции, в 1929 году, случилась точка невозврата. Колокольню спилили, двускатную крышу сделали плоской, а красный кирпич затянули в штукатурку, навесили балконы и расставили скульптуры.
И вот это уже не храм, а произведение конструктивизма с использованием старых стен: неф* (вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов) переделали в зрительный зал, а высоченную колокольню преобразовали в такой же устремленный в небо пилон.
Конечно, были еще нюансы переделок, но в целом мы видим тот Дом культуры (позже Дворец), в котором в советское время работали кинозал, библиотека, различные объединения по интересам, кружки.
В 80-е сцену ДК облюбовали рокеры. Известная фотосессия Цоя и группы "Кино" сделана именно там, на балконе ДК связи.
Сейчас там функционирует учебный центр Почты России, но здание всё в сетке, сыпется. На мой взгляд, мрачнее мрачного.
Но этим он мне в душу и запал, наверное.