Статья 23.10.1944 года из архива архитектора Александра Машкова
"Древний Владимир расположен в исключительной живописной местности. Он занимает изрезанное оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы, ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди. Оно имеет форму вытянутого вдоль берга треугольника, обращенного острой вершиной на восток. К югу за рекой простираются обширные клязьменские поймы и идущие до горизонта сосновые леса; на север - от оврагов полого поднимаются поля; на восток - после низменного луга на берегах реки Ирпени рельеф снова повышается и на его подъеме расположены село Доброе и Красное с хорошо поставленными высокими храмами. В древности с запада к городу подходили леса, теперь отодвинувшиеся на пять километров.
Поселение на месте Владимира возникло, по видимому в Х-Х| вв. В конце Х| в. Владимир Мономах избирает его для устройства крепости, прикрывающей Суздальскую землю с юго-зпада. Крепость, получающая в честь своего основателя имя Владимир, занимает неправильный четырехугольник, вырезанный оврагами в середине плато. По его границам насыпаются валы. Их остатки сохранились в двух местах по Пролетарской ул. и Ерофеевскому спуску к Лыбеди. К западу от крепости строится княжеский двор с первой каменной церковью Спаса, находившейся на месте существующей Спасской церкви 1778 г. /около Пожарного двора в конце Советской улицы/.
В княжение наследника Мономаха - Юрия Долгорукого топография города не изменяется, только в 1157 г. расширяется двор Мономаха и на нем ставится второй каменный храм в честь патрона князя Св. Георгия. Храм был перестроен в 1784 году из старого материала; нижние части стен были сохранены в качестве фундамента нового здания/ открыты раскопками в 1936г./.
Преемник Долгорукого князь Андрей Юрьевич Боголюбский /1157-1176/ делает Владимир столицей княжества. К этому времени город вырос почти в три раза, развиваясь к западу от Мономаховой крепости /княжеская часть/ и к востоку от нее (посад). Андрей обносит эти новые участки города монументальными земляными валами с рублеными стенами и башнями (1158-1164). В княжескую западную часть вводят четыре проездных башки: три деревянных ( Волжские - в конце Муромского спуска и Клязьме и Иринины и Медные, выводящие к реке Лыбеди, - около Никитской церкви и в конце Ерофеевского спуска) и одна - белокаменная: Золотые ворота (1164). Последние соединяют военно-оборонительные задачи с ролью триумфальной акуи, парадного въезда в столицу, вводящего в ее аристократическую часть. В 1164 г. Андрей Разруил старую кирпичную церковь Спаса, по видимому не удовлетворявшую новым вкусам строгостью своих византийско-киевских форм, и построил новую белокаменную, вероятно, подобную церкви Покрова на Нерли. К Золотым воротам с юга и севера примыкали валы, прорытые лишь в конце ХУ||| в., когда и самый памятник был значительно перестроен/переложен вверх куба и надвратная церковь/ и окружен пристройками с углов и у боковых фасадов. С наружной стороны уцелевшего отрезка Козлова вала сохранился заплывший древний ров, подлежащий сохранению вместе с Золотыми воротами - уникальным памятником русского архитектурного и инженерного искусства Х|| века.
****************************************************************************
Дорогие мои друзья и читатели! Я продолжаю перепечатку архива московского архитектора Александра Машкова. Это - одна из статей, сохранившихся со времен Второй Мировой войны. Написана 23.10.1944 года профессором, доктором исторических наук - Н. Вороновым (?) Рукопись подписана автором, и окончание фамилии не очень разборчиво. Возможно, Ворониным.
Записки, как будущий архитектор Александр Машков сбежал из австро-венгерского плена можно прочитать пройдя по ссылке ниже. Начало истории, как ко мне попал архив пленного времен Первой Мировой войны и первая глава исторической повести находится здесь.
Фото Алексей Илюхин