Вся общественность говорит о том, что малому бизнесу лучше работать на упрощенной системе налогообложения (УСН). И тогда вместо налогов на прибыль, имущество и добавленную стоимость нужно будет платить один налог, причем по сниженной процентной ставке.
Но иногда это оборачивается лишними трудозатратами и бОльшими налогами. Давайте разберемся, кому УСН не выгодна ни при каких условиях.
Проверьте, проходит ли у вас бизнес по этим четырем критериям для применения УСН.
1. Сфера деятельности 📋
Упрощенную систему налогообложения можно выбрать прямо при регистрации бизнеса или в течение 30 дней после нее. Если вы уже давно работаете и платите налоги по другой системе, то сможете перейти на УСН с начала следующего года. Надо только подать в налоговую уведомление не позднее 31 декабря этого года.
Однако есть ограничения по сфере бизнеса. УСН нельзя выбрать, если у вас:
- банк,
- микрофинансовая организация,
- инвестиционный фонд,
- негосударственный пенсионный фонд,
- ломбард,
- игорный бизнес,
- страховая компания,
- частное кадровое агентство,
- адвокатское бюро,
- а также если вы продаете полезные ископаемые или подакцизные товары, например алкоголь. Полный список ограничений — в ст. 346.12 НК РФ.
2. Обороты и размер компании 📈
УСН не подходит крупным компаниям и тем, у кого быстро растут обороты и число сотрудников. Ведь в этом плане тоже есть ограничения при «упрощенке»:
- на вас должны работать не больше 130 человек;
- нельзя иметь филиалы;
- доход не может превышать 200 млн рублей в год.
Причем с 2021 года ставка налога при УСН зависит от дохода и/или количества сотрудников:
Повышенные ставки надо будет применять начиная с квартала, в котором сотрудников стало больше 100 человек или доходы превысили 150 млн рублей.
Обратите внимание: во многих регионах действуют льготные налоговые ставки. Например, в Мурманской области и Красноярском крае они снижены до 1% при УСН «Доходы» и до 5% при УСН «Доходы минус расходы». Уточнить ставки для своего региона можно в налоговой.
3. Количество расходов 💰
На УСН вы выбираете сами вид налога, платить налог с доходов или с разницы между доходами и расходами:
- УСН «Доходы» подходит только тем, у кого мало расходов. Например, тем, кто оказывает услуги: маркетологам, копирайтерам, дизайнерам.
- УСН «Доходы минус расходы» больше подходит тем, у кого есть регулярные стабильные расходы, которые составляют больше 60% от оборота. Например, если вы открыли кофейню и ежемесячно покупаете для нее зерна и другую продукцию.
Однако если у вас много расходов, не спешите выбирать УСН «Доходы минус расходы». Не все затраты можно учитывать, чтобы уменьшить базу, с которой будет рассчитан налог. Например, не получится списать представительские расходы, затраты на маркетинговые услуги, услуги по дезинфекции помещений, переоборудование квартиры под офис, покупку питьевой воды для работников и многое другое. Список разрешенных расходов можно посмотреть в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Кроме того, при УСН «Доходы минус расходы» действует правило минимального налога. В любом случае потребуется заплатить не менее 1% от доходов, даже если расходы превысят доходы и бизнес будет в минусе.
Давайте разберем на примере. Допустим, за налоговый период вы получили доход в 2 млн рублей, а расходы составили 1,9 млн рублей. Разница получается в 100 000 рублей, так что налог с нее по ставке 15% составил бы 15 000 рублей. Но эта сумма меньше минимального налога, так что потребуется заплатить именно 1% от доходов: 2 000 000 × 1% = 20 000.
4. Технологичность и законность бизнеса 😎
Порой предприниматели предпочитают работать из-под полы, только с наличными, чтобы не платить налоги или их часть. Но это кажется выгодным, пока не пришла налоговая и не понадобилось выплачивать штраф: для ИП он равен 20–40% от неуплаченной суммы налога (статья 122 НК РФ). За крупную неуплату — более 900 тысяч рублей за 3 года — может грозить даже уголовная ответственность.
Еще такой бизнес сложно масштабировать. Тем более что сейчас мир постепенно переходит на безналичную оплату, и Россия в прошлом году вошла в пятерку стран по отказу от наличных. Если вы нацелены на рост, использование современных технологий и привлечение крупных клиентов, то вам точно нужно подумать над схемой налогообложения и открытием расчетного счета в банке.
Только с расчетным счетом можно подключить эквайринг и принимать оплату от клиентов по картам или QR-коду. А еще лишь с ним можно претендовать на госконтракты, гранты и крупные сделки — свыше 100 000 рублей по одному договору.
Открыть расчетный счет можно через онлайн-заявку. На сайте Райффайзенбанка достаточно ввести номер телефона, ФИО, e-mail. Сотрудник банка позвонит и поможет вам выбрать наиболее выгодный тариф для вашего бизнеса. Вы сразу получите реквизиты счета, которые сможете отправить контрагентам для проведения платежей. А чтобы подписать бумаги, сотрудник банка приедет в удобное для вас время и место.
Если выберете УСН «Доходы», то с расчетным счетом в Райффайзенбанке сможете пользоваться онлайн-бухгалтерией и экономить на зарплате бухгалтера. Сервис будет автоматически рассчитывать суммы платежей и страховых взносов, формировать налоговые декларации и напоминать о приближающейся дате платежа, чтобы вам не пришлось платить штрафы за просрочку.
Если вы не увидели в нашем описании свой бизнес, можете смело переходить на УСН. Можно сделать это вкупе с открытием расчетного счета, при котором доступна онлайн-бухгалтерия: она поможет закрываться вовремя без серьезных трудозатрат. Листайте дальше, чтобы оставить заявку на сайте Райффайзенбанка.
АО «Райффайзенбанк»