Я сижу в маршрутке – еду с работы. В правом ухе наушник, левое ухо – свободно, чтобы слышать, что происходит вокруг, быть всегда «на чеку». Из наушника бьёт энергичная музыка, я постукиваю ногой в такт. За окнами пролетают улицы с распустившимися деревьями, согретыми тёплым весенним солнцем, которое врывается в окна и слепит неожиданной майской интенсивностью света. Но я в солнечных очках. Музыка отвлекает от всего на свете, и я немного успокаиваюсь, расслабляюсь под её бешеный ритм. Делаю звук ещё громче. А по щеке стекает слеза… Сегодня дочь сдала единый государственный экзамен для одиннадцатых классов по литературе.
Это был первый экзамен. Его тяжесть навалилась на меня с утра и не отпускала до сих пор… Сейчас уже легче. Я даже улыбаюсь – звучит одна из любимых моих песен, которую часто «крутят» на радио «Энерджи». Люблю танцевать под такую музыку! Раньше я могла протанцевать несколько часов подряд! А сейчас, уже после третьего такого танца начинаю задыхаться. Я попыталась стереть слезу, размазав её по щеке…
Я уже не помню, в каком классе – в пятом или шестом? – дочь проходила по литературе «Тараса Бульбу» Гоголя. Она что-то спросила меня, а я совсем не помнила это произведение. Ещё бы! Сколько лет назад я сама училась в школе. Я подумала, что, наверное, мне надо прочитать эту книгу, чтобы знать, что отвечать дочери. И я прочитала. Потом прочитала следующую книгу, которая шла по школьной программе. Потом посмотрела в учебнике литературы содержание, выписала необходимые книги и читала их все подряд…
Боже мой! Сколько нового я для себя открыла! Сколько классических писателей стали мне понятны и близки! Я была потрясена «Обломовым», «Мертвыми душами», рассказами Горького и Достоевским. Такие знакомые названия и авторы со школьных лет, но пройденные «мимо»! Я поделилась своими впечатлениями с мужем. Он удивился и тоже стал перечитывать школьную программу.
Я стёрла слезу с другой щеки…
Мы обсуждали прочитанное всей семьей. Делились впечатлениями, старались понять героев. Кого-то полюбили, кого-то не понимали, но пытались понять. Теперь на любые возникающие вопросы по литературе, мы могли найти ответы – наши общие ответы, рожденные в спорах. Иногда мнения расходились, но так должно и быть. Все люди разные. Часто герои, которые в мои школьные годы считались отрицательными, теперь мне очень нравились, и наоборот. Ведь любой поступок можно объяснить с разных сторон. Я сняла очки и вытерла аккуратно глаза.
Маршрутка скоро подъедет к моему дому. Я выключаю радио, убираю наушники. Я ещё не знаю результата экзамена, но знаю наверняка – он обязательно будет хорошим. Очень хорошим. Мои сегодняшние волнения отпустили меня, вышли вместе с парой слёз. И это были слёзы счастья.