Представьте: один зритель видит в социальных сетях другого зрителя фотографии с прошедшего балетного спектакля или короткие видео, невольно думая, как бы тоже хотелось посмотреть вживую именно на этих артистов! Позже смотрит он другой профиль, там - другие любимцы публики, на которых первый созерцатель едва ли пойдет. Это не объяснить ничем, как и не объяснить то, почему люди в повседневной жизни сходятся или не сходятся. Здесь играет роль не мастерство, а внутреннее совпадение людей, именно поэтому каждый артист находит своих поклонников, одновременно категорически не нравясь другим. Но правы и те, и другие зрители.
Все же балет - крайне субъективное искусство, которое нельзя понимать или не понимать. Разбираться в основах - да, но так называемое понимание строго индивидуально и субъективно. Каждый зритель может найти своего артиста по душе, по эмоциональному наполнению, того, кто совпадает с ним на невидимых частотах. Поэтому более чем странно видеть осуждение, например, под видео со спектаклей, одними зрителями других. Наверное, этот конфликт неизбежен, но больше всего удивляет, что аргументация ведется в таком духе: "Если вам нравится эта артистка/этот артист, значит, вы ничего не понимаете в балете, вы не видели подлинного искусства, неужели вы не видите, что все очень плохо?! (даже если очень хорошо) Присмотритесь, одумайтесь, каких кумиров вы выбираете!"
Вероятно, что желающие открыть всем глаза тоже являются чьими-то поклонниками - преданными, но такими же субъективными. Еще более удивительно, в чем интерес подобных"разоблачений", если балет невозможно понимать или не понимать, но если артист попадает зрителю в душу, на это не повлиять никакими доводами. Главное, что в своих предпочтениях правы и те, и другие, и да, высказываться можно всем, но. Иногда это перерастает в травлю и попытки отменить артиста, что само по себе ужасно. Причем развернуто это по причине пристрастности восприятия - повода неуместного, если задуматься о том, насколько разными могут быть люди, и навязывание "единственного правильного" мнения здесь более чем странно.
Новая Жизель. Белые ночи в Петербурге
23 мая 2021 года состоялся дебют Марии Хоревой в партии Жизели, и время для премьерного спектакля было выбрано лучшее - вечер воскресенья. Надо сказать, это был дождливый вечер, и за 30 минут до начала спектакля зрители вбегали в театр на полном ходу, чтобы спрятаться от непогоды: как раз начался ливень. В фойе уже ждали поклонники с букетами цветов, позже приходили все новые. Программки разлетались по рукам зрителей со скоростью света, и скоро фойе запестрело лилиями.
Было любопытно, как встретит зритель Марию Хореву в новой партии. Как показывает практика, до живого спектакля все же добираются истинные поклонники, которые восхищаются талантом, трудолюбием, наблюдают за развитием артиста от спектакля к спектаклю, тепло принимают и благодарят за работу.
Первый выход Жизели из своего домика всегда любопытен как индикатор зрительского принятия. Можно найти множество видеозаписей, на которых одних балерин приветствуют аплодисментами, других - стабильно нет. Марию тепло поприветствовали, и ее Жизель отправилась в свой первый танец.
В одном из интервью Диана Вишнева сказала: "Я становлюсь, старше, а мои героини становятся моложе, и здесь уже играют не молодость и красота, а мастерство и опыт". В первом действии у Марии сыграли как раз молодость и красота, которые как бы сделали все за нее. Сомнений по технической части не было, все было чисто, хорошо, но Мария делала все как бы чуть скромнее, чем она может со своими прекрасными для балета данными. Не было демонстрации шага, замысловатых диагоналей, излишних сложностей в вариациях. Жизель была естественна даже в этом. Аналогично можно заметить и у Раймонды - Хоревой в первом действии. Видимо, сейчас в балете наблюдается тенденция "опускания ног", когда все уже переболели шагом, техникой, в связи с чем понемногу возвращаются к истокам и уделяют внимание на актерское наполнение. В первой вариации после туров было несколько неловкое приземление на колено, пришлось поддержать себя левой рукой, но момент был обыгран очень удачно, в ход пошло вполне естественное смущение по поводу случившегося, что было очень кстати.
Альбертом был в этот вечер Ксандер Париш, и было видно, что его партнерство - огромная поддержка для дебютантки: так она ловила эту помощь в каждом взгляде и жесте, отвечала, полностью доверяя и разделяя волнение своего дебюта с Альбертом - Ксандером.
Сцена сумасшествия: это был совершенно новый образ Марии, новая сторона, которой зритель еще не знал. На просторах YouTube появилось видео:
Кстати, невозможно было не обратить внимание на ослепительно белую шопенку, новые, блестящие атласные ленты, которые еще не видели сцены и были сшиты специально для первого выхода. Вот она, свежесть и юность балета, даже в костюмах, во всем...
Самые стойкие зрители не отпускали солистов еще очень долго, постепенно собравшись у оркестровой ямы. вызывали на поклоны раз восемь. К этот день Ксандер Париш праздновал День своего рождения, поэтому некоторые зрители пытались поздравить его громкими возгласами. Публика была самая разнообразная: дети, подростки ( судя по всему, студенты Академии), взрослые опытные зрители. Уходить не хотелось, как и прощаться с ускользающей атмосферой дебюта. Вот оно какое - искусство балета, существует только в настоящем. А очень хочется продлить! Но теперь новая Жизель Мариинского театра отправляется в свою долгую творческую жизнь, которую будут сопровождать новые открытия, метаморфозы, произойдет взросление по мере того, как будет становиться старше балерина. В добрый путь! А мы будет наблюдать.
Неизвестно, повторит ли Мария Хорева балет "Жизель" до конца сезона, но на Вечере балета 2 июня будет исполнено па-де-де из второго действия, а 7 июня состоится дебют в партии принцессы Флорины в "Спящей".
Ближайшее важное событие в балетном мире - Выпускной спектакль АРБ им. Вагановой, показы которого пройдут 10, 13 и 14 июня в Мариинском театре. Безумно интересно, что какую программу представит школа, какие имена запомнятся. А вы идёте?) Кстати, лучшие восемь выпускников - 2021 уже получили приглашения в балетную труппу.
🎵 Гораздо больше фото и новостей - в нашем Instagram
🎭 Можно ли показывать балетное закулисье? Запрет Мариинского театра
🎭 Возвращение балета "Пахита" в Мариинский театр