Найти тему
SCIENTIA POTESTAS EST

DIVIDE ET IMPERA - РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ. КАК РАЗЖЕЧЬ КОНФЛИКТ И ОСТАТЬСЯ НЕЗАМЕЧЕННЫМ.

СИЛА "РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ"

Тот, кто хочет развязать конфликт, но при этом выйти сухим из воды и остаться за фокусом внимания или вовсе оказаться вне поля видимости, тот, несомненно, обратится к невероятно коварной и шарлатанской стратегии "Разделяй и властвуй". Не стоит недооценивать данный способ ведения теневой войны и невидимой властной политики.

Если внимательно присмотреться, то зачастую причиной войны является конфликт противоположных взглядов. И по мере анализа данной проблемы это становится все более очевидным. Белая армия ведет войну против красной армии на почве политических разногласий, Сербия воюет против Боснии на религиозно-этнической основе, социализму противоборствуют радикальные исламисты в Афганистане и т.д. Список можно продолжать бесконечно, но самое главное, что поражает и не поддается логическому объяснению - это как бывшие соседи, жившие в дружбе и согласии на протяжении многих лет в один миг превращаются в заклятых врагов, готовых без тени сомнения друг друга убивать. Причем это справедливо не только для маленьких групп людей, но и для целых национальностей. За примером далеко бежать не надо: Россия и Украина - некогда братские народы, невоспринимающие друг друга сегодня и т.д.

То есть аналогичные ситуации вы найдете в любом вооруженном конфликте. Еврей боялся быть евреем, потому что бывший сосед знал об этом, христианин-серб убивал мусульманского друга-боснийца, потому что тот придерживался другой религии, некогда дружные народы Турции и Армении воевали, потому что кому-то было выгодно спровоцировать их конфронтацию. Поэтому вполне очевидно, что если война возникает по причине разногласий взглядов, то понятие друга полностью исчезает.

Таким образом, главный вопрос состоит в следующем - как бывшие закадычные друзья скатываются к состоянию жестокой кровавой вражды, наполненной страхом и ужасом?

Парламент Боснии и Герцеговины после артиллерийского обстрела, 1992.
Парламент Боснии и Герцеговины после артиллерийского обстрела, 1992.

В книге «Социальная психология» Дэвида Майерса прекрасно разобран феномен возникновения социальной антипатии, то есть образования некого превосходительного чувства отличия своей группы от другой.

Автор в нем выделяет такое явление как социальная идентификация. Что это?

«Наша Я-концепция – это ощущение того, кто мы такие. Она включает в себя не только некую персональную идентификацию (ощущение наших личных качеств и установок), но и социальную идентификацию. Фиона идентифицирует себя как женщину, как австралийку, как лейбористку, как студентку Университета Нового Южного, как одного из членов семьи Макдональд. Подобные социальные идентификации для нас – своего рода игральные карты, и в зависимости от обстоятельств мы «открываем» то одну, то другую.

Дэвид Майерс - американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки.
Дэвид Майерс - американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки.

КАК МЫ СОЦИАЛЬНО МЫСЛИМ?

— Мы категоризируем: нам представляется полезным распределять людей, включая и нас самих, по категориям. Назвать кого-либо индусом, шотландцем или водителем автобуса значит воспользоваться некоей «стенографией» для описания других особенностей этих людей.

— Мы идентифицируем: мы ассоциируем себя с какими-то определенными группами (категория «мы») и получаем от этого выгоду в виде самооценки.

— Мы сравниваем: мы противопоставляем наши группы остальным группам (категория «они») с явным предрасположением в пользу собственных групп.

Мы оцениваем себя отчасти благодаря своему членству в той или в иной группе. Чувство сопричастности (мы-чувство) усиливает нашу Я-концепцию. Нам комфортно. Мы ищем не только самоуважения, но и возможности гордиться своей группой. Более того, то, что мы воспринимаем свои группы как отличающиеся в лучшую сторону от остальных, способствует тому, что даже самих себя мы видим в более привлекательном свете.

Чувство "Мы" позволяет человеку переживать субъективное благополучие.
Чувство "Мы" позволяет человеку переживать субъективное благополучие.

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ В ПОЛЬЗУ СВОЕЙ ГРУППЫ.

Определение – с позиции групповой принадлежности – того, кем вы являетесь – вашей расы, конфессии, пола, академической специализации, – подразумевает и определение того, кем вы не являетесь. Если очертить круг, то внутри окажемся только «мы», члены одной группы, а все остальные, т. е. «они», члены другой группы, останутся за его пределами. Следовательно, одного лишь опыта оформления в виде групп может быть достаточно для возникновения предрасположенности в пользу своей группы. Спросите у детей: «Кто лучше, ученики вашей или соседней школы?» Почти все ответят, что в их школе дети лучше. То же самое и со взрослыми: всяк кулик свое болото хвалит.

Соберите в группы людей, последние цифры в номерах водительских удостоверений которых одинаковые, и они почувствуют, что между ними существует некое родство. Не нужно много для возникновения фаворитизма в пользу своей группы и необъективного отношения к «ним».

Тривиальнейшие разделения на группы приводили к предрасположенности в пользу своей группы. Дэвид Уайлдер так обобщил типичный результат: «Если испытуемым предоставляется возможность поделить 15 очков (эквивалентных деньгам), то они обычно присуждают своей группе 9 или 10 очков, а другой группе — 5 или 6». Подобная предвзятость присуща представителям обоих полов, а также всех возрастов и рас, но особенно ярко она проявляется у носителей индивидуалистических культурных традиций.

Даже если подход к формированию групп изначально лишен какой бы то ни было логики, — например, для распределения людей между группами X и Y просто бросают монетку, — предрасположение в пользу своей группы, пусть не очень сильное, непременно проявится. В романе Курта Воннегута «Хлопушка» компьютеры давали людям новые вторые имена, в результате чего все, кто получил имя «Желтый нарцисс-11», образовали свою группу, которая дистанцировалась от группы людей с именем «Малина-13». В этом примере проявляется предрасположенность в пользу своего Я, позволяющая людям обрести более позитивную социальную идентичность: «мы» лучше, чем «они», хотя и «мы», и «они» – группы, образованные по случайному принципу! Желая оптимизировать самооценку, люди оценивают свою собственную группу выше, чем другие группы.

Предрасположенность в пользу своей группы имеет значительную роль и в военных конфликтах. Например, трагические события в Руанде, где была истреблена половина меньшинства – племени тутси, а поражение большинства – племени хуту – привело к массовому исходу из страны беженцев.

Также, благодаря нашей социальной идентификации мы проявляем конформизм по отношению к нормам нашей группы. Мы жертвуем собой ради команды, ради семьи или своей страны. Мы не любим «их». Чем важнее для нас наша социальная идентификация и чем сильнее мы ощущаем свою связь с нашей группой, тем отчетливее просматриваются предрассудки в нашей реакции на угрозы, исходящие от другой группы. Такие определения, как «серб», «тамил», «курд» и «эстонец», — внутригрупповые идентификации, ради которых люди готовы идти на смерть. Израильский историк и бывший помощник мэра Иерусалима Мерон Бенвенисти пишет, что для иерусалимских евреев и арабов социальная идентификация является настолько важной частью Я-концепции, что она постоянно напоминает им о том, кем они не являются. Он в ужасе от того, что «среди друзей его собственных детей нет ни одного араба», хотя на их улице живут и евреи, и арабы.

Предрасположенность в пользу своей группы — это проявление фаворитизма по отношению к ней. Подобный фаворитизм может отражать: 1) любовь к своей группе; 2) нелюбовь к «ним»; 3) оба чувства. В последнем случае лояльность по отношению к собственной группе должна приводить к обесцениванию другой группы, т. е. «их». Так ли это на самом деле? Можно ли сказать, что национальная гордость порождает предрассудки? Обязательно ли лояльность по отношению к какому-либо братству или клубу означает умаление достоинств членов других братств и клубов?

Ответ таков: стереотипы в отношении «их» процветают в тех случаях, когда люди остро ощущают свою идентичность с группой и связь с другими ее членами. Когда члены нашего клуба собираются вместе, мы с наибольшей остротой ощущаем свое отличие от членов других клубов. Предчувствуя предвзятое отношение к своей группе, мы еще активнее начинаем дискредитировать «их».

Для примера приведена отличная миниатюра, точно передающая суть явления социальной идентификации : "Папа, мама, я, сестра и тетя называем всех людей, похожих на нас, — «мы», а все остальных — «они». «Они» живут за морем, а «мы» — на этом берегу. Но кто бы мог подумать, что «они» называют нас точно так же! Для них мы тоже "они"!

ВЫВОДЫ.

Итак, задав в самом начале вопрос о том, почему друзья вдруг становятся врагами и нещадно воюют против друг друга, а также ссылаясь на большое исследование Дэвида Майерса в области самоидентификации и явления "МЫ и ОНИ", выяснилось следующее: для разжигания конфликта между людьми и между группами людей как маленькими, так и большими не нужно иметь сверхвесомого повода. Для этого достаточно лишь понимать к какой группировке относят себя люди и уже на основе этой информации провоцировать конфронтации. Показательными фразами в работе Майерса являются следующие предложения:

1) "Не нужно много для возникновения фаворитизма в пользу своей группы и необъективного отношения к «ним».

2) "Предрасположенность в пользу своей группы имеет значительную роль и в военных конфликтах. Мы жертвуем собой ради команды, ради семьи или своей страны. Мы не любим «их».

3) "Такие определения, как «серб», «тамил», «курд» и «эстонец», — внутригрупповые идентификации, ради которых люди готовы идти на смерть".

Таким образом, становится очевидным - чтобы разжечь конфликт нужно лишь дёрнуть за правильные рычаги, а именно сыграть на чувствах самоидентификации человека, представив его группу в выгодном свете, а группу оппонентов в отрицательном. И почти не важным становится к кому относятся твои друзья и близкие. Ново ли это? Отнюдь. В любой сфере, где мы сталкиваемся с противостоянием противоборствующих сил заметна эта тактика. Например, политические дебаты, где обе стороны, во-первых, хвалятся своими достижениями, а, во-вторых, пытаются атаковать соперников критическими высказываниями.

Этот же инструмент манипулирования используется и при разжигании войн. Нет необходимости каждому гражданину в отдельности "промывать" мозги, свое дело сделает пропаганда СМИ, авторитеты в телевидении и лидеры мнений внутри общественных групп. Волна ощущения принадлежности к своему сообществу быстро охватит все население, обострив чувство единения "Мы" и чувство противостояния "Они".

И тогда понятия религии, национальности, политических взглядов и др. в мгновение ока обретут тысячекратное значение, способные вызвать кровожадную агрессию, приводящую к массовому истреблению населения.

В этом и заключается сила стратегии "Разделяй и властвуй". Она зиждется на фундаментальных основах социального мышления человека, понимание которых дает власть и возможность манипулировать населением без личной вовлеченности в процесс самого "стратега". Это позволяет ему всегда оставаться в тени и определять вектор развития массового сознания в "правильном" русле.

Подписывайтесь:
Дзен
https://zen.yandex.ru/id/60904e0c23bb914da366d208
Telegram:
https://t.me/maviroom