Мои пять копеек в волну постов о мотоциклах. Многие новички, как оказалось, даже не представляют, что может произойти с их двухколесным другом на дороге и как с этим справляться. И в мотошколе этому часто не учат, ограничиваясь лишь тем - как правильно сдать практический экзамен в гибдд, по сути обучая ездить 10 км/ч по ровной асфальтированной дорожке. Меня не обучали, до всего приходится доходить самому. Собственно поэтому решил написать небольшой гайд, так сказать мини экскурс в теорию, коллеги поправите если что напишу не верно. Вообщем если учишься ездить на мотоцикле или еще только подумываешь, этот пост для тебя...
Итак... Проблема мотоциклов и опасности их вождения кроется не только в зазевавшихся балбесах на логанах или кредитных фокусах, внезапно решивших сменить ряд. Проблема в том что два колеса и большая скорость само по себе опасное сочетание, и есть моменты присущие исключительно двух колесной технике. Вот собственно они:
Торможение: тормозить на мотоцикле надо уметь, это азы без которых нефиг делать на дорогах общего пользования. На многих мотоциклах, да что уж там - на большинстве, нет такой штуки как abs, и уж тем более ebd и прочих esp. Запомни заблокировал колесо - упал, ну не всегда конечно, но почти всегда. Заблокировал колесо в повороте, упал 100%. Заблокировал колесо на малой скорости - упал 100%, поймать мотоцикл будет очень сложно, особенно если мотоцикл тяжелый. Что тут нужно знать: тормозим сначала слегка задним тормозом, затем передним - торможение эффективнее, в повороте стараемся не тормозить, если появилась необходимость затормозить - значит ты что-то сделал не так, стараемся сбросить скорость до поворота. Поворот проходим на заранее выбранной передаче с натягом.
Дождь: скорее всего ты уже в курсе что в дождь на мотоцикле ехать стремно, и не только потому что мокро и холодно. Мокрый асфальт очень опасен для мотоциклов, а металлические гладкие пластины между рельс или заплатка из блестящего гудрона тем паче, потому как скользко. Забудь свои навыки на сухом асфальте, довести до блокировки и срыва колеса при торможение на мокром асфальте в разы легче,... едешь в дождь удвой концентрацию, повороты проходи на меньшей скорости, тормози очень аккуратно. Моё первое падение случилось именно в дождь, попытавшись затормозить перед светофором, заблокировал колесо без особых усилий.
Вобблинг или расколбас: едешь прямо, скорость за сто, мотор ревет, птички поют и тут бац - кочечка, переднее колесо подлетает и при приземлении ты руль немного в сторону увел... подумаешь, можно ведь все выровнять, но мотоциклу при этом тоже ехать хочется прямо, гироскоп, все дела, ты значит руль пытаешься на место поставить ну и мотоцикл тоже самое делает, вот тут то и возникает знаменитый расколбас. К слову описанная ситуация не самая характерная, поймать вобблинг можно в разных условиях, суть всегда одна: борьба с рулем, видео ниже смотреть с 4-ой минуты
Выход простой: дай мотоциклу сделать свое дело, расслабь руки, поддай газку, не борись с рулем
Хайсайд: присуще мощным мотоциклам, но и на чесотке можно прочувствовать. Суть простая: в повороте заднее колесо пошло в пробуксовку, ты это дело замечаешь и резко сбрасываешь газ, колесо тут же находит сцепление с дорогой -- байк подскакивает - байкера выкидывает из седла. Опасно еще и тем, что при приземлении ты скорее всего окажешься впереди своего байка, судорожно пытаясь увернуться от встречи с ним
Помним, что поворот проходим с натягом не допуская срыва, а если колесо уже в пробуксовке - газ закрываем плавненько.
Раз упомянул хайсайд, то вспомним и про лоусайд - это когда мотоцикл валится на бок и мотоциклист сидит на нем непосредственно до момента приземления на асфальт. В этом случае мотоциклист обычно скользит за мотоциклом, соответственно, чтобы его не догнать, нужно как можно сильнее распластаться по асфальту.
Контрруление: это тебе понадобится, чтобы в принципе управлять своим железным конем. Опять же штука присущая исключительно двухколесной технике. Писать много не буду, гуглим пытаемся повторить, оттачиваем мастерство.
Ну и последнее пожалуй, повороты: не моё, но понравилось: Отличный день, ты мчишь по трассе, душа поет. Начинаешь входить поворот, лично я люблю повороты, в них получаешь особое удовольствие. И вдруг БАМ! и ты лежишь на асфальте, байк где-то неподалеку... Время от момента падения до момента остановки занимает считанные секунды, но в за этот короткий миг ты отчетливо видишь, как начинает срываться колесо, отмечаешь момент удара об асфальт... Пока кувыркаешься успеваешь прикинуть какие повреждения получит твой железный конь, а может и во сколько обойдется ремонт, да бог знает что еще. Все как в замедленной съемке, ощущения реального времени пропадает, словно замедляется. Поднявшись начинаешь что-то делать, какие-то очевидные для тебя вещи, заглушить байк, попробовать его поднять, собрать свой хабар, разлетевшийся во время падения, дабы его не раздавили проезжающие машины. Шоковое состояние, часто даже боли в первые минуты не чувствуешь...
Запомни, что повороты лучше проходить по внешней стороне дороги, на внутренней часто может оказаться пятно масла или разлитая солярка. Поворот проходим с тягой, без выжимания сцепления, и не тормозя по возможности.
Ах да, забыл про собак упомянуть: приготовься, что ты их будешь ненавидеть... эти лохматые гавкающие, неизвестно откуда возникающие существа будут стабильно набрасываться на тебя в любой сельской и не очень местности, стараясь тяпнуть за ногу..
Ну и самое главное: всегда одевайте экип, не ездите пьяными, город не трек... Удачи на дорогах