Спорам о потенциальном вреде видеоигр примерно столько же лет, сколько и самим видеоиграм. Многие из тех, кто в них не играет, уверены: если долго сидеть перед экраном устройства, можно испортить себе зрение, стать менее внимательным и потерять навыки концентрации. Однако сторонники видеоигр утверждают, что они развивают способность к многозадачности, а также зрительные и пространственные навыки, то есть — работают на улучшение когнитивной сферы человека.
Как инструмент обучения компьютерные игры обладают большим потенциалом. Они не только способны увлечь играющего, но и вызывать положительные эмоции, заставить ребенка стремиться к победе, например, к быстрому нахождению верного ответа на математическую задачу.
Бельгийские ученые в 2015 году провели игровой эксперимент. Авторы исследования сравнили влияние компьютерной игры и традиционных письменных заданий на математические способности школьников. Ученые предположили, что видеоигра будет более эффективна, так как арифметические способности детей тесно связаны с памятью и зрительно-двигательными навыками. Именно эти навыки развиваются в игре более интенсивно по сравнению с выполнением обычных упражнений в тетради.
Для исследования отобрали 52 ребенка из третьих классов разных школ Бельгии и разделили их на две группы случайным образом. Первая группа играла в специально разработанную для развития арифметических умений детей образовательную игру «Сказки обезьян». Вторая группа испытуемых выполняла программу аналогичных письменных заданий. Родителей детей обеих групп проинструктировали поощрять детей к выполнению заданий или к игре, но не помогать им. Также в течение трех недель испытания участникам исследования запрещали играть в другие компьютерные игры.
В игре «Сказки обезьян» использован специальный алгоритм, вызывающий у детей азарт и желание справиться с заданиями быстрее, чем персонаж игры, обезьянка. Видеоигра устанавливает траекторию прогресса способностей играющего и стимулирует развитие его навыков через механизм усложнения условий. Суть игры — собрать 3D-пазлы (например, нужно переместить предмет, блокирующий путь, или отключить лазерный луч). Чтобы перейти на следующий уровень, играющему нужно победить в мини-игре с обезьянкой, выполняя математические упражнения (например, нужно выстрелить в кубик, содержащий итоговую сумму заданных чисел).
Способности детей оценивали до и после трехнедельного эксперимента. Авторы исследования изучали способности к планированию, рабочую память, зрительно-двигательные навыки, а также уровень удовольствия от игры и выполнения заданий в тетради. Большинство детей назвали игру увлекательной, а упражнения на бумаге — скучными.
Уровень зрительно-двигательных навыков и умений в планировании у детей не изменились, зато значительно улучшилась рабочая память у большей половины участников первой группы. И чем лучше становилась рабочая память ребенка, тем быстрее он выполнял арифметические задания к концу эксперимента. Значительно возрос и процент правильности решения математических заданий, тоже у участников первой группы.
В результате эксперимента ученые пришли к выводу, что обучающие видеоигры можно и нужно использовать для развития математических способностей детей. Подрастающее поколение более охотно станет решать примеры в игровой форме, которая вызовет не только интерес, но и азарт. Дети приложат больше усилий для победы в игре и невольно усовершенствуют собственные навыки. Тем более, выбор различных развивающих приложений сейчас довольно широк.
А как вы относитесь к компьютерным играм: считаете их влияние деструктивным или, наоборот, положительным? Дайте знать в комментариях!