Когда человечество что-то новое для себя открывает, делает поворот в ту или иную сторону, оно изыскивает возможности рассказать об этом. Тогда, творцы изобретают новые формы: архитектура, живопись, театр, литература создают стиль, или даже стилистическую систему. И в этой новой системе, человеку предстоит принять окружающую действительность.
Человек будущего вырастет с «новым окрасом», остальным нужно себя трансформировать.
Возьмите, например, зарождение Советского Союза. Его зарождение. Относительно короткий период времени и вуаля, отрицает религиозность, принимает НЭП и индустриализацию.
Стилистическая формация! (тут обязательно, нужно иронично поднять указательный палец вверх).
Так было и в древнерусской литературе. Ранний феодализм пришел на смену родовому строю. Христианство – на смену язычеству.
В древнерусском язычестве был страх перед могуществом природы. Человек был бессилен перед стихией. А христианство поставило человека в центр природы. Сама природа больше не была хозяином человека, а наоборот. Природа «стала» мудрой (согласно христианской концепции), в ней открывалась божественная целесообразность.
Хотя это и не освобождало полностью человека от страха перед природой, но все же коренным образом изменило отношение к ней, заставило задуматься над смыслом устройства вселенной. Смыслом человеческой истории.
Потому что у человечества появился предвечный замысел.
Представляете, как поднялась самооценка у жителей тех времен?!
Это новое мировоззрение было отражено и в литературных в произведениях. Теперь они стали полны восхищения перед мудростью вселенной служащей человеку. Поменялись и отношения между творцом и его произведением.
Человек осознавал свою значительность в мире.
Бог прославляется человеческими делами. Но и человек, в свою очередь, стремился прославлять Бога. При помощи церквей, икон, песнопений, церковной службы. Именно потому, авторское начало в древнерусской литературе приглушенО (о чем говорилось в предыдущем опусе). Богосозданность, боговдохновление, величие и монументальность произведений искусств – становятся ее центром.
Искусство, последовательно служит человеку, «воздает ему честь» и возвышает его.
Вот и в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» - одному из древнейших произведений русской литературы, созданному в одиннадцатом веке, содержатся правильные даты и события.
Автор произведения – монах Иаков, в небольшом по объему произведении, описывает процесс крещения самого Владимира, крещения им своей семьи и всей Руси.
Крестившись и крестив Русь, Владимир разрушил по всей стране идолы языческие, строил церкви и при его помощи и поддержке создавалась на Руси богослужебная практика. Сам же Владимир стремился подражать великому Константину (отсюда и милостыни, и накрываемые столы для священнослужителей, бояр, малоимущих).
Движимый желанием распространить веру, научить людей жить по-новому, Владимир распространял свое влияние: «На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил».
В произведении также, воздается похвала княгине Ольги.
Повторюсь – это совершенно небольшое по объему произведение, в котором перечисляются деяния князя. Описываются его эмоции, решения и поступки. А заканчивается оно молитвой князя Владимира.