«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить» - Далай-лама XIV.
Каждый раз, когда мне кто-то указывает как поступить, что следует делать, что не следует, я вспоминаю это мудрое изречение Далай-ламы XIV, которое четко говорит о том, что у каждого человека свой путь, своя дорога.
В нашей жизни встречается очень много «доброжелателей», которые искренно хотят облегчить наш путь и дать «очень ценный совет». Вернее даже навязать его, т.к. уверены, что только их вариант будет для нас самым правильным. А еще они очень сильно расстраиваются, когда мы поступаем по-своему.
Знакомо? Думаю, в этих «доброжелателях» вы увидели и себя и своих близких, свое окружение. Самые близкие «доброжелатели» - это наши родители. Ведь только они «знают», как для нас будет лучше. Они даже мысли не допускают о том, что мы такие же люди, как и они, что у нас есть право на свой путь, что у нас есть собственное видение, отличное от их.
Очень часто на консультациях я привожу такой незатейливый пример: - Идет человек по улице, на его пути оказалась лужа, как он может преодолеть препятствие? И родитель отвечает, например, - Обойти. Еще как? – спрашиваю я. Родитель: - Перепрыгнуть. Еще? – не унимаюсь я. Пройти по луже, – уже шипит родитель и смотрит на меня исподлобья. Ну а мой последний вопрос: - Какой из этих способов преодоления препятствия правильный? – вообще ставит его в тупик. Для родителя это уже и так много вариантов, а первого, «правильного» было достаточно.
И тут мне приходится объяснять, что здесь нет правильных и неправильных вариантов. Можно поступить тем или иным способом в соответствии с предыдущим опытом, с настроением, с желанием, возможностями и т.д.
Далее я рассказываю мамам, что ребенок – это не собственность, которой можно управлять, манипулировать. Родитель – не учитель. Роль родителя заключается в сопровождении ребенка в его исследовании мира, в осуществлении его безопасности и создании благоприятной картины мира. Родитель помогает ребенку адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды и развиваться с любовью и доверием.
Скажите, как может ребенок доверять миру, видеть его безопасным, если самые дорогие люди, которые говорят что любят, давят на ребенка своим авторитетом, не давая свободы выбора. *Кстати, если в лексиконе вашего ребенка часто употребляется слово «давит» (например, он может постоянно говорить, что ему давит одежда, даже если она велика) – это первый признак того, что вы на него давите. А из-под давления всегда хочется освободиться. *Еще одна ремарка – стремление человека освободиться от чего-либо зачастую приводит к химическим зависимостям (алкоголь, наркотики и т.д.). Организмом запускается защитный механизм саморегуляции и баланс достигается даже таким деструктивным путем, т.к. другого пути человек просто не видит.
Родители, проанализируйте свое поведение в отношении ребенка, определите свой стиль воспитания. Стремитесь к демократическим, товарищеским отношениям, при которых вы не потеряете своего родительского авторитета, но, проявляя любовь и заботу, поможете ребенку стать ответственным, самостоятельным и имеющим право на свой путь.
© Ваш детский и семейный психолог.
__________________________________________________________________________
Обязательна предварительная запись ☎ +7 (903) 403 59 06 или по ссылке в шапке профиля.
#психологростов #психологонлайн #детииродители #семейныйпсихолог #помощьпсихолога #путь #жизнь #стильвоспитания #свободавыбора #ответственность