Почему же статистика детских смертей на экзаменах с каждым годом становится все печальнее? Очередной жертвой стала 15-летняя девочка из Северной Осетии. На экзамене ей стало плохо, а вызванная скорая помощь не смогла спасти ее жизнь. Общественный резонанс быстро угас, но от бурных обсуждений человека уже не спасти. Кого же винить в данной трагедии? Не претендую на истину первой инстанции, а лишь хочу донести свои мысли по этому вопросу исходя из 10-летнего опыта работы в образовательной среде.
Девочка просто перенервничала, скажете вы, но какие же причины заставили ее ставить на кон свою жизнь в попытке успешной здачи экзаменов? Конечно, индивидуальный перфекционизм ребенка не стоит списывать со счетов, но куда смотрели учителя, школьные психологи, администрация, родители? Или во всем винить систему образования?
Проблему необходимо рассматривать в комплексе, а не перекладывать ответственность лишь на один из субъектов образовательной системы. Учителя, которые большую часть времени проводят с детьми, часто морально давят на учеников в погоне за результативностью, без которой администрация школы может получит выговор и сократить стимулирующие выплаты педагогическому коллективу. Меркантильные учителя скажете вы, а кто им платит нищенские зарплаты, что приходится считать каждую копейку и еще заниматься репетиторством, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Выводы делайте сами.
Школьные психологи чаще всего заняты проведением анкетирования и тестирования, чтобы эти данные легли в основу научных работ, которые в большинстве случаев никому не нужны. Дети тем временем остаются наедине с самими собой, а нехватку внимания компенсируют смартфоны со всеми вытекающими последствиями для психики ребенка.
Родители сейчас заняты добычей материальных благ для обеспечения своих чад всем необходимым, включая репетиторов по экзаменационным предметам, так как качество обучения низкое из-за нехватки квалифицированных кадров. А откуда взяться кадрам, если ставка учителя с зарплатой 14.000. И это учитывая 1 категорию и 10 лет стажа. Следовательно, делать родителей крайними тоже бесполезно.
Администрация школы в лице завуча по воспитательной работе занята заполнением бесчисленных отчетов о проделанной работе, тогда как проводить реальную воспитательную практику попросту не остается ни времени ни сил.
Вроде бы, все заняты своим делом на местах, а по факту ребенком никто не занимается, и такие трагические случаи все чаще попадают в статистику, которая не предвещает ничего хорошего в ближайшем будущем при сложившейся в системе образования методике работы с индивидуальными особенностями подрастающего поколения!
Выводы напрашиваются сами собой, а вот когда они лягут в основу какой бы то ни было положительной динамики в этом сложном, но в то же время крайне важным вопросом, которой коснется рано или поздно каждого, остается открытым!
А что по-вашему надо поменять в системе образования, чтобы минимизировать подобные трагедии? Жду ваши пути решения данного вопроса в комментариях!