Мужская любовь. У меня был самый лучший на свете...
У меня был самый лучший на свете дедушка. И в этом меня никто не переубедит.
Знакомство с дедушкой случилось на пороге роддома, откуда мама меня вынесла.
- Давай, заберем ее себе, - сказал дед бабушке, осторожно укачивая меня на руках.
- Ты что, совсем дурак? -сердито шикнула бабка, боясь, что столько эгоистичное предложение услышит моя мать и это ее обидит.
ВСЕЛЕННАЯ ПО ИМЕНИ ДЕД!
При любой возможности деда Вася забирал меня к себе домой: выходные, каникулы...
Кстати, имя Ольга, мне дал тоже он. И потом всю жизнь утверждал, что первое слово мое было ни "мама", а "деда".
- Ну это он так думал. А я не стала его переубеждать, чтобы не расстраивать, - позже мне раскрыла секрет мама.
Я, конечно, не помню первые годы своей жизни. Мои воспоминания начинаются лет с трех. Хотя какие-то проблески есть. Дачный участок, красный гараж и карие глаза зрелого мужчины... Но мои ли это воспоминания или его, - не могу сказать, он мне столько рассказывал, как я лежала рядом с гаражом, пока он чинил машину. Он вспоминал, как я младенцем мирно посапывала на его левой руке...
Первое, что помню, как дедушка забирает меня из детского сада и мы едим к нему домой в другой город. Как его огромнейшая ладонь поглощает мою маленькую... Помню зимнюю улицу, сугробы. Ледяные горки, с которых я неслась на картонке. Звезды и созвездия, про которые дед мне рассказывал, указывая пальцем в темное небо. А глядя на месяц он читал:
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Я внимательно его слушала, чувствуя себя, когда он рядом, невероятно защищенной.
А однажды, забирая меня из детского сада (в очередной раз на выходные к себе домой) дед вручил мне маленькие коньки. Я их надела и он объяснил мне как на них кататься. И я "поплыла" по ледяной насыпи, ухватившись за сильную ладонь деда. Потом он какое-то время водил меня на открытый каток, наблюдая, как лезвия на моих башмачках оставляют полосы на замерзшей воде.
С дедом было очень тепло и надежно.
Впрочем, у него, на мой тогдашний взгляд, были изъяны. Во-первых, полнота. Посему я всем рассказывала, что мой деда толстый. Во-вторых, у него была лысина,которую он скрывал шляпой. И однажды ради забавы я в садике, пока тот помогал мне одеваться, сорвала с деда шляпу, чтобы все видели его лысину. Поступок был очень некрасивый. Не знаю, унизил он дедушку или нет, но он даже вида не показал и голоса на меня не повысил. А вот воспитательница абсолютно верно сделала мне строгий выговор.
ДЕДА ЗЛОЙ ИЛИ ДОБРЫЙ?
Кем работал мой дедушка, я не знала. Слышала только одно слово "начальник". Это значит главный. А кого и чего главный даже не приходило в голову спросить. Да, мне было и все равно. Но все же забавно казалось со стороны наблюдать, как он пересчитывал стопки денег, часть отдавая бабушке, а остальное "для сотрудников".
Это потом я узнала, что у него были замечательные организаторские способности. И когда в его городе решили создать муниципальный отдел по охране окружающей среды, то позвали его. Создав учреждение практически с ноля, дед проработал в нем 3 года и вышел на пенсию.
Все вокруг говорили, что мой дед злой. И правда он часто ругался с кем-то, конфликтовал. Вернее, я воспринимала его повышение голоса, как ругань. Уже взрослой, унаследовав его холерический темперамент, понимаю, что это не ругань была, а эмоциональные выплески.
Однажды деда что-то объяснял мне, но тон его был настолько повышен, что я заплакала.
- Что случилось? - забеспокоился он.
- Ты ругаешься, - продолжила хныкать.
- Вовсе нет, я просто тебя учу, - нежно ответил он.
Еще я знала, что моего деда все боялись, даже собственные дети. Характер у него был вспыльчивый, прямолинейный, авторитарный. Деда не терпел неповиновения, и даже родной сын называл его тиранозавр, переиначив известное слово.
Но оно и было понятно. Василию Максимовичу рано пришлось стать мужчиной: в 13 лет взял ответственность за будущее большого семейства на себя: за мать, двух братьев и трех сестер. Именно в этом возрасте он пошел работать и тогда стал главой рода, которым продолжал быть до самой смерти. Рано утратил детство, но столь же рано возмужал.
Если в роду было что ни так Ольга Гавриловна сразу жаловалась старшему сыну Василию (моему деду) и тот быстро решал семейные вопросы. Иногда "кнутом". Так, его младший брат заявил, что женится на неугодной Ольге Гавриловне женщине и она посетовала Васе. Тот дождавшись младшенького, вместо "Привет" съездил ему кулаком по физиономии. В результате нежеланного для семьи брака не случилось. Плохо это или хорошо?
С позиции нашего времени плохо - абьюз и только. Но в первой половине прошлого века в многодетных крестьянских семьях дела решались в основном так. И главе семьи там никто не смел перечить, у него были все права карать и миловать.
Сделав карьеру (опираясь только на свои работоспособность, ум и талант), он позаботился о всех своих близких родственниках, так сказать "в люди вывел".
Впрочем, с описываемой стороны я его не знала. Для меня он был всегда очень добрый, слишком снисходительный и самый любящий дедушка на свете. Мама и бабушка постоянно ему выговаривали, что он потакает мне, делает абсолютно неуправляемой... Зная резкий характер деда, и насколько не церемонится с окружающими, сейчас удивляюсь его терпению связанному со мной.
Как-то я заснула в огромной кровати деда и бабы, сквозь дремоту слышала звуки телевизора. И тут почувствовала голос и руку дедушки, он будил меня. Я вспомнила аналогичные сцены фильмов и решила попробовать: взлет маленькой ручки и шлепок ей деду по щеке. И застыла, в страхе, как он поступит. По-моему, дедушка сделал выговор за пощечину и больше к этой теме не возвращались...
ПОСТУПКИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЛОВА
Летнее время я проводила на даче деда. Он был либо в огороде, либо на картофельном поле, либо ремонтировал машину, либо что-то мастерил.
Дед был мастером на все руки: неплохо разбирался в механике, в строительстве
(по крайней мере баня, дом, сарай на участке - все это было построено именно дедом).
Да и позже, после его смерти, я узнала, что он одно время был замдиректора завода по капитальному строительству. В чем-чем, а в этой сфере он действительно разбирался. Например, от двоюродного брата я узнала, что один из пафосных памятников и дворец культуры в городе - спроектированы дедушкой.
Еще он сам лично подшивал обувь, заменял сносившиеся набойки... А из досок, с помощью рубанка, пилы, молотка и гвоздей создавал для моих кукол достаточно прочную мебель. Запомнился стол, за который не только кукол могла усаживать, но и сама на него садиться, как на табуреточку, и он выдерживал мой вес.
Еще одно яркое воспоминание - это приятный ветер в лицо: дед катал меня на своем двухколесном мотоцикле. Ох, как я не любила одевать каску - а приходилось! Он возил меня куда-то в березовую рощу, где нарезал ветки на банные веники, одновременно рассказывая мне о бересте, ее свойствах и той утвари, которую из нее изготовляют.
Когда дед приходил из гостей в руках у него всегда были вкусные конфеты для меня.
Дед был большой книгочит. В его четырехкомнатной квартире. в трех комнатах стояли большие шкафы с книгами. Он рассказывал мне как ребенком открыл для себя мир чтения, как обожал "Тысячу и одну ночь" (в детском варианте", "Робинзон Крузо" Д. Дефо, сказки Пушкина). Впрочем, все что он мне читал, казалось, абсолютно скучным... Но его ли стараниями, или стараниями моей мамы (такой же книгочитки) к чтению я действительно пристрастилась очень рано.
БЛАГОДАРНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ
А потом была начальная школа. И здесь тоже есть благодарные воспоминания о дедушке. Он каждый день приезжал из другого города, чтобы встретить меня из школы. В квартире родителей он варил мне пельмени, заправлял сметаной и звал меня к столу. Помогал делать уроки и играл со мной, или рассказывал сказки.
Когда я выросла из парты первоклассника, он привез мне стол и сам лично наладил на нем освещение (навыки электрика у него тоже были неплохие), беспокоясь о здоровье моих глаз.
Еще один момент. Поскольку у дедушки было больное сердце, он периодически ездил на курорт. Откуда исправно писал бабушке, маме и персонально мне. Я по нему скучала и не могла дождаться, когда он вернется. И как-то я собираюсь в школу (занятия со второй смены), звонок в дверь и стоит дед. Пройдя в квартиру он говорит, что у него для меня сюрприз. Мол, закрой глаза, протяни мне руку... Протягиваю руку и чувствую холодок на запястии и щелчок. Это были часы! Тоненькие, изящные, механические. Я не снимала их до окончания школы.
Мои братья (родной и двоюродный), нередко обижались на деда за то, что я всегда была в привилегиях. Их заставляли работать на картофельном поле (окучивать, собирать колорадских жуков), а мне были поблажки, вообще деда мог избавить меня от обязанностей в поле, при условии, что в дачном домике вымою пол. Ну или мне прощалось то, за что их достаточно сурово наказывали. Мне всегда отдавалось все самое лучшее, что вызывало чувство недоумения у мальчишек. Время от времени, надув детские губки, они бросали дедушке упрек:
- Почему ты Олю любишь больше, чем нас?
- Потому что Оля - девочка, а девочек полагается любить больше, - не видя в этом ничего плохого отвечал он.
ТО О ЧЕМ СОЖАЛЕЮ
... Но время прошло и я превратилась в подростка. И мне уже было не до деда. Я ушла в писательство, в своих персонажей и когда меня отрывали от процесса, то сильно сердилась. В такие моменты я могла кричать на деда, который подходил ко мне, чтобы просто что-то спросить.
Мой дед был очень сентиментальным человеком. Я больше никогда не видела, чтобы мужчина плакал, смотря фильмы о любви. Плакал он, когда и погибла его собака - Бим. Мама рассказывала, что когда она была ребенком, ее родителям подарили кур. За ними ухаживал дедушка, поэтому когда пришла пора и пришлось им рубить головы, он в процессе обливался слезами, поскольку очень привязался к птицам. Да и вообще он всегда был очень добр к животным и это был такой контраст с его жестким и порой бескомпромисным отношением к людям.
С детства у меня была привычка сидеть у деда на коленях и целовать его в щечку при встрече. Эта привычка так и закрепилась за мной до самой его смерти.
... Мне было 17 лет. Бабушка сказала, что они сдавали выращенную ими картошку в кафе, дед неожиданно схватился за сердце и упал... Я встретила эту новость очень ровно. Нехватку его и его заботы ощутила гораздо позже. А тогда были похороны. Во дворе толпилась куча народу.
Я тете показала свои рисунки (прим.: банальный фанарт, портреты актеров, которых я срисовывала с экрана телевизора). На что она произнесла приятную для меня вещь:
- А ты, оказывается, такая же талантливая, как твой дедушка...
Позже через десятки лет эту фразу слово в слово повторил дальний родственник (для которого я написала статью в краевую прессу), глядя на текст материала. И на сердце стало теплей, потому что "такая же как дедушка" приближает и всегда будет приближать меня к нему... Как будто бы даже после его смерти во мне навсегда сохраняется и живет часть его самого.
Начиная с подросткового возраста я перестала говорить дедушке, как сильно его люблю. И сегодня об этом очень жалею. Но если есть жизнь после смерти, и если он на меня до сих пор смотрит с небес, то знает, что он до сих пор в моем сердце и вспоминая о нем чувствую как в глазах начинают скапливаться слезы благодарности.