В последнее время все чаще новые автомобили комплектуют не запасным колесом, а так называемой «докаткой», предназначение которой отчасти говорит само за себя.
Многие водители не понимают разницу между ними, а некоторые и вовсе не знают о существовании альтернативы запасному колесу и очень удивляются, когда сталкиваются с ней. Однако каждое из этих колес имеет свой функционал и требования к эксплуатации.
Как отличить докатку от запасного колеса
Принципиальное отличие докатки в том, что она имеет меньший диаметр и толщину по сравнению со штатным колесом. Ее основная цель – выручить в сложной ситуации, помочь добраться до ближайшего автосервиса своим ходом. По этой причине глубина протектора докатки, как правило, рассчитана на символические 5000 км пробега.
Компактные размеры докаток позволяют сэкономить много места в багажнике, и даже разместить в нем две штуки. Этим иногда пользуются водители, отправляющиеся в очень дальнюю поездку. Наличие двух неполноценных запасок является гарантией того, что получится продолжить движение даже при проколе нескольких шин. Однако длительное использование такого колеса несет определенные риски.
Основные недостатки докатки
Следует учитывать, что докатка не может быть использована для длительной эксплуатации из-за ряда недостатков, ухудшающих управление и вызывающих повышенные нагрузки на подвеску:
1. Уменьшение площади соприкосновения с поверхностью дороги является причиной увеличенного тормозного пути;
2. Установка докатки приводит к значительной разнице угловых скоростей между колесами на оси с разными шинами. Из-за этого повышается нагрузка на дифференциал, хоть и некритическая, чтобы вывести его из строя;
3. Следствием использования докатки является нарушение работы систем, отвечающих за стабилизацию: ABS, ESP, DSTC. Они некорректно реагируют на поведение колеса, отличающегося от остальных меньшими габаритами и худшим сцеплением с дорогой. Это приводит к постоянному срабатыванию блокировки и притормаживанию. Данная неисправность может проявляться, если разница в диаметре докатки и остальных колес превышает 1 дюйм. В связи с этим перед началом движения рекомендуется отключать все системы.
4. Так как докатка предназначена для кратковременного использования, она изготавливается менее прочной, чем основные колеса, и может повредиться даже при наезде на выбоину или яму.
5. Из-за быстрого износа и стираемости шины ухудшается сцепление с дорогой. Автомобилем, который оснащен колесами разного диаметра, становится сложнее управлять и входить в повороты, тем более при езде на мокром или заснеженном покрытии.
Хоть докатка имеет очевидные недостатки, правильное ее использование позволяет максимально снизить негативные эффекты.
Как правильно использовать докатку
Докатку рекомендуется устанавливать на ведомый мост, на который не подводится крутящий момент двигателя. Надо иметь ввиду, что если она окажется спереди, то меньше будет страдать дифференциал, но ухудшится управляемость автомобиля. Данную особенность важно учитывать для обеспечения безопасного вождения, плавно входя в повороты, значительно снижая скорость перед ними.
Установка докатки на задний мост приводит к пробуксовке колеса при трогании машины с места, увеличенному тормозному пути и возможному появлению заносов на поворотах. По этой причине на скользкой дороге ее в любом случае рекомендуется ставить вперед. Это приведет к ухудшению поворачиваемости, но спасет от полной потери контроля над автомобилем.
При использовании докатки следует двигаться максимально осторожно с умеренной скоростью, исключая резкие маневры, не совершая без необходимости перестроения и обгоны.
Водителям с небольшим стажем лучше не экономить и обзавестись полноценной запаской. Если же выбор сделан в пользу докатки, чтобы сохранить управляемость, ее диаметр должен быть максимально близок к основным колесам.
Удачи на дорогах!
- запись на шиномонтаж
- запись на автосервис
Ровных Вам дорог! КОЛЕСО.ру