Майский жук сидел у меня в спичечном коробке и тихонько поскрябывал там лапками. Я изредка подносила коробок к уху, чтобы услышать этот звук и убедиться, что жук – там, и он ещё жив.
Взяв с подоконника пару листиков, сорванных вчера с берёзы, я отрыла коробок и сунула их жуку. Я слышала, что майские жуки едят берёзовые листья. Через некоторое время я заглянула в коробок – съел? Нет. Листья были нетронутые, и жук ими совсем не интересовался. Странно. Почему он не ест? Так он и с голода умрёт!
А может быть ему просто скучно? Я открыла коробок и выпустила жука на стол. Жук сразу пополз, но медленно. Эти майские жуки такие неторопливые! Но главное – они не кусаются. За это и расплачиваются, будучи пойманными и посаженными в разные коробки и банки на радость детям.
Я взяла жука за бока двумя пальцами и вернула его в исходное положение на столе. Жук немного постоял на месте и снова медленно пополз. Я с восхищением смотрела на него. Он был такой большой и красивый! И, наверное, добрый. Шоколадные крылышки с белесоватыми продольными полосками, блестящая красно-коричневая головка, чёрные глазки-бусинки и большие усы – как два маленьких веера. Когда жук их полностью расправлял, это значит, что он собирается взлететь. Я осторожно потрогала пальцем усики, и они мгновенно превратились в палочки, прижатые к голове. Так-то! Улететь хотел? Не выйдет. Где я возьму другого такого жука для игры?
Я ещё немного погоняла жука по столу, потом убрала его в коробок и пошла на улицу.
Когда у тебя есть майский жук, с тобой сразу начинают дружить все ребята. Даже те, кто до этого не проявлял к твоей персоне ни малейшего интереса. А теперь, благодаря жуку, все толпятся вокруг и просят его показать.
Я открыла коробок и ловким движением руки перенесла жука на асфальт. Дети сели кружком. Жук полз, сам не зная куда, но его всё время направляли куда надо. К тому же внимательно следили за усиками, чтобы он не успел распустить их веером. Как только это ему удавалось, кто-нибудь обязательно тыкал в жука пальцем, и усики мгновенно собирались обратно в палочки.
Нам скоро надоело смотреть на жука, и кто-то из ребят предложил:
– А давайте дадим ему взлететь, а потом быстро собьём его, пока он высоко не поднялся!
Всем понравилась эта идея. Жук расправил усики, приподнял коричневые жёсткие крылышки. Под ними оказались сложенные большие прозрачные крылья. Он их расправил и медленно взлетел. Но не тут-то было! Кто-то ладонью сверху слегка ударил его, и жук беспомощно упал на асфальт. Какой же он неповоротливый! И как он умудряется выживать при такой медлительности!
Потом жук взлетал снова и снова, и не без нашей помощи, падал на асфальт. Мне стало жалко жука. Я подняла его и убрала обратно в коробок.
– Ему надо поесть, – объяснила я.
– Жадина-говядина! – послышалось со всех сторон.
Я немного подумала и снова открыла коробок, поставив его на дорогу. Жук быстренько выполз. Ребята снова столпились вокруг меня. И вот он уже расправил усики и крылья и взлетел. Неожиданно как-то. Кто-то подпрыгнул, но промахнулся. Жук улетал всё выше и выше, и нам его было уже не достать.
Ребята заохали от досады, а у меня сжалось сердце от обиды. МОЙ жук улетел… Но потом я немного успокоилась – за то теперь он на свободе и уже никто не будет над ним издеваться. А мне папа поймает другого жука. Уж я-то не буду его мучить! Я только поиграю с ним.
Ольга Савинова
рассказ "Майский жук"