«Нейронная сеть строится во время жизни. Она строится каждую секунду, поэтому нельзя читать плохие тексты, нельзя слушать плохую музыку, нельзя есть плохую еду — это все одно и то же, потому что это попадает к вам и ничто никуда не высыпается. Мозг помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели, что унюхали и что услышали» — так писала Т. В. Черниговская, советская и российская ученая в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО.
Батарейка АТФ, движение и сахар для работы мозга
Наш мозг способен практически на все – мы можем творить, придумывать, вычислять, запоминать. Единственное, чего наш мозг не может – это не учиться. Наши нейронные сети постоянно учатся чему-то новому. В любом возрасте мозг пластичен, но со временем способность освоить что-то новое снижается, поэтому мозгу необходима тренировка. Его нужно поддерживать в тонусе, как мышцы тела.
Не зря все вокруг говорят о здоровом питании. Нашей батарейке АТФ (аденозинтрифосфат) нужна еда для того, чтобы перерабатывать ее в энергию. Дело, конечно, не только в еде, но именно с нее, пожалуй, все и начинается. Самое большое заблуждение – сахар нужен для работы мозга. Нет, ему необходима глюкоза — питательное вещество, служащее источником половины всей энергии, потребной организму. Да, она входит в состав сахара, но ее и так достаточно в нашей пище — крупах, картофеле, овощах и фруктах. Обратите внимание на состав продуктов, которые вы покупаете, из которых готовите еду.
Про то, что движение – это жизнь, слышали практически все. Причем тут мозг? Мозг нуждается в кислороде: есть кислород — вырабатывается энергия, необходимая для нашего внимания, вовлеченности в рабочий процесс. Наверняка, вы замечали, как порой «тупеете» на работе или вас начинает клонить в сон. Все это из-за недостатка движения и кислорода.
Тут есть один интересный момент. Двигаться нужно так, чтобы вам это нравилось. Не любите бег? Плавайте. Не можете плавать? Освойте велосипед. Так, чтобы это было вам в радость, а не превращалось в тяжелую повинность.
Развивайтесь в течение всей жизни. Новые навыки, знания и умения – это основа для нейропластичности мозга. Нейропластичность – это способность нашей нервной системы, нашего мозга меняться, образовывать новые связи.
Повысить нейропластичность может, например, изучение иностранных языков, заучивание текстов (вспомните, какую ясность ума демонстрируют пожилые актеры!).
Зачем нужен нейрофитнес
Реализация нашего потенциала зависит от работы мозга. Разбалансированная работа мозга мешает раскрыть способности человека. Первые трудности обычно начинаются в детстве. Лень, невнимательность, плохая память, трудности в учебе – в будущем они мешают концентрироваться и ведут к простоям и стрессам.
На смену обычным способам улучшения работы мозга пришел нейрофитнес. Ключевое преимущество курсов или программ по нейрофитнесу заключается в том, что современная профессиональная аппаратура снимает реакции организма и учит человека изменять их свою пользу без применения медикаментов и прочих средств. Даже ребенок может увидеть, как его мозг реагирует на ситуацию и учится управлять им. Закрепляя эти навыки с помощью когнитивных упражнений, улучшается память, повышается внимание, стрессоустойчивость и другие способности, от которых зависит успех. В девяти из десяти случаев нейрофитнес оптимизирует работу мозга без медикаментов. Современные методики делают занятия интересными и человек быстро достигает максимальных результатов. Такую программу — «Нейрофитнес» — можно освоить в Национальной Академии дополнительного профессионального образования.
Этот курс подойдет и для тех, кто хочет изучить эту тему подробнее, и для тех, кто хочет повысить свою квалификацию.
Простые приемы для улучшения работы мозга
- Вытяните руки перед собой. Правая ладонь – кулак сжат, большой палец прижат снаружи. Левая ладонь – пальцы вытянуты, сжаты между собой, большой палец примыкает к остальным. Попеременно сжимайте и разжимайте пальцы.
- Касаетесь кончика носа одной рукой, второй рукой касаетесь уха противоположной стороны. Меняем руки.
- Также касаетесь кончика носа одной рукой, второй рукой касаетесь уха противоположной стороны. Когда меняете руки – хлопайте в ладоши.
- Пальцами одной руки изображаете пистолет, пальцами второй руки показываете букву V. Меняете руки.
- Одной рукой гладим себя по голове, второй рукой похлопываем по животу. Меняем руки.
- Большой палец последовательно касается кончиков других пальцев этой же руки. Упражнение сначала выполняется одной рукой, потом можете подключить другую руку.
- Одной рукой прикладываем ладонь ко лбу козырьком, пальцы при этом сомкнуты, большой палец прилегает к остальным, второй рукой показываем «класс!». Меняем руки.
- Показываем два пальца на одной руке, сначала – указательный и средний, остальные сомкнуты, потом – безымянный и мизинец, остальные пальцы сгибаем. Упражнение сначала выполняется одной рукой, потом можно попробовать выполнить его двумя руками.
- Одной рукой начинайте совершать круговые движения от себя. А второй рукой совершаете такие же движения, только по направлению к себе.
- На листке бумаги одной рукой рисуйте треугольник, а второй рукой – круг. Потом рисунки можно чередовать.
К этим простым приемам можно добавить еще несколько рекомендаций – старайтесь больше двигаться, правильно питаться, развивайтесь, осваивайте новые навыки, получайте интересные знания и ваш мозг будет работать, так как нужно.