Студенческий активист обвиняется в “заговоре с целью вызвать насилие на почве касты”, но его семья и адвокат говорят, что его сделали “козлом отпущения” – сообщает сайт Dialogi.Online со ссылкой на Al Jazeera.
5 октября прошлого года Масуд Ахмед ехал через Матхуру, город в северном штате Уттар-Прадеш, когда группа полицейских остановила его. Полицейские, охранявшие контрольно-пропускной пункт, задали ему и трем пассажирам вопросы, включая их имена, принадлежность и цель поездки.
Одетый в серую рубашку на пуговицах, синюю шляпу, с коротко подстриженной бородой, 26-летний студент-активист сказал офицерам, что они едут в Хатрас, небольшой город в штате Уттар-Прадеш в 43 км (26 миль) от Матхуры и примерно в 200 км (124 мили) от столицы, Нью-Дели.
Все четверо собирались встретиться с семьей 19-летнего подростка-далита, который за три недели до их поездки подвергся групповому изнасилованию четырьмя мужчинами из индуистской высшей касты.
Далиты, которых раньше называли “неприкасаемыми”, находятся на самой низкой ступени сложной индуистской кастовой иерархии Индии и на протяжении веков сталкиваются с притеснениями со стороны индусов из более привилегированных каст.
Женщину притащили с поля и изнасиловали, нанеся ей тяжелые травмы. В результате нападения у нее был отрезан язык и сломан позвоночник.
29 сентября прошлого года она ушла из жизни в больнице в Нью-Дели.
В ту же ночь полиция штата Уттар-Прадеш тайно кремировала ее тело без согласия ее семьи, которая заявила, что во время кремации их заперли в доме.
Изнасилование женщины-далита и последующее сожжение ее тела полицией вызвало всеобщее возмущение, и в разных частях страны прошли демонстрации против правого правительства Бхаратия Джаната Парти (БДП) в штате.
Ахмед и трое других, включая журналиста Сиддика Каппана, решили поехать в Хатрас, чтобы встретиться с семьей жертвы.
Но их остановила полиция и попросила выйти из машины, после чего их доставили в местный полицейский участок и обвинили в нарушении общественного спокойствия, что является правонарушением, за которое можно арестовать.
Но это было только начало их испытаний.
“Он был глубоко ошеломлен тем, что сделали с этой девушкой. Все, что он сделал, это посетил ее семью в знак солидарности и разделил их боль как студенческий активист”, – рассказал “Аль-Джазире” брат Ахмеда 32-летний Монис Ахмед Хан.
Ахмед, житель города Бахрайх на северо-востоке штата Уттар-Прадеш, является студенческим лидером Студенческого фронта Индии (CFI).
CFI – студенческое крыло Народного фронта Индии (PFI), мусульманской организации с общеиндийским присутствием, которую индийские власти часто обвиняют в “экстремистских” связях, что отрицается группой.
Вместе с Ахмедом были арестованы 27-летний Атик-ур Рехман и 30-летний Мохд Алам, оба из Уттар-Прадеша, и 41-летний Каппан, уроженец южного штата Керала.
Хану понадобилось два дня, чтобы получить документы на освобождение своего брата под залог, но у полиции были другие планы.
7 октября эти четыре человека были обвинены в “заговоре с целью вызвать насилие по кастовому признаку в штате” и им были предъявлены обвинения в подстрекательстве к мятежу и в соответствии с Законом о (предотвращении) незаконной деятельности (UAPA), строгим антитеррористическим законом, который позволяет задерживать их на срок до 180 дней без предъявления обвинений.
“Эта новость потрясла всех нас. Он не был ни преступником, ни террористом, а просто студентом-активистом, который боролся за несправедливость”, – сказал Хан в интервью Al Jazeera.
Семья, друзья и коллеги Ахмеда по студенческому движению вспоминают его как яростного молодого студенческого лидера, который хотел служить своему народу.
Теперь они опасаются, что для него может быть слишком поздно осуществить свою мечту, прежде чем он сможет доказать свою невиновность в мучительно медленном судебном процессе страны.
Журналистика и активизм в студенческом городке
Восемь лет назад Ахмед переехал в Дели, чтобы получить степень магистра журналистики в Джамия Милья Исламия (JMI), престижном университете, основанном мусульманами во время освободительного движения Индии против британского правления.
Вскоре он оказался вовлечен в студенческую политику в кампусе.
По словам Сафуры Заргар, студенческого лидера и научного сотрудника JMI, помимо учебы, Ахмед проводил большую часть своего времени, донося жалобы студентов до администрации университета.
“Он был ведущим голосом, который боролся за права студентов и всегда отстаивал то, что было правильным и справедливым, не боясь последствий”, – сказала Заргар в интервью Al Jazeera.
Заргар также была обвинена в соответствии с UAPA и заключена в тюрьму на несколько недель в прошлом году – несмотря на беременность – за участие в протестах против спорного закона о гражданстве, принятого правительством премьер-министра Нарендры Моди в 2019 году.
Ахмед посещал трущобы вокруг своего университета, чтобы убедить детей посещать школу и помочь им заполнить заявления на получение стипендий для продолжения учебы.
После окончания курса журналистики он проходил практику на BeyondHeadlines, новостном сайте в Нью-Дели, освещающем в основном политические и социальные вопросы, касающиеся меньшинств Индии, в основном мусульман.
В августе 2016 года он вновь поступил в JMI на другую магистерскую программу по государственному управлению.
В том же году правительство Моди объявило о своих планах отменить статус меньшинства JMI, который позволял университету резервировать 50 процентов мест для студентов из мусульманской общины, которая имеет низкое представительство в системе образования Индии.
Когда гнев по поводу этого шага нарастал, студенты университета начали движение протеста, одним из лидеров которого был Ахмед.
В 2017 году он участвовал в очередном раунде протестов, требуя восстановления студенческого союза JMI, который был запрещен администрацией университета в 2006 году.
Он был убежденным сторонником демократического пространства для студентов в кампусе, чтобы они могли выражать свои претензии, и всегда шел впереди”, – рассказал “Аль-Джазире” Аман Кураши, 23-летний студент-активист из JMI.
После окончания второй магистратуры в 2018 году Ахмед сделал перерыв в политической жизни кампуса и начал готовиться к престижному экзамену в Индийскую административную службу.
Он даже отклонил предложение о поступлении и стипендии для получения степени MBA в Cardiff Metropolitan University в Великобритании.
“Он хотел служить бедным и маргинализированным”, – сказала “Аль-Джазире” Хармит Каур, однокурсница Ахмеда по JMI, а ныне студентка Кардиффа.
Арест мусульманина стал хорошим заголовком
Чанд Биби, 51-летняя мать Ахмеда, с октября приклеилась к своему молитвенному коврику, ища божественного вмешательства. Она с отчаянием ждет понедельника, когда сможет поговорить с сыном по телефону в течение одной минуты, разрешенной тюремной администрацией.
По словам Биби, Ахмед и трое других были использованы в качестве “козлов отпущения”, чтобы отвлечь внимание людей от неоднозначного отношения правительства Уттар-Прадеш к изнасилованию и убийству женщины-далита.
“Моего сына сделали жертвой, потому что арест мусульманина дает хороший заголовок. Все было сделано для того, чтобы переключить внимание с дела Хатрас”, – сказала Биби в интервью Al Jazeera.
Адвокат Ахмеда Сайфан Шайх сказал, что большая часть дела, возбужденного против него, основана на его активности против BJP и ее идеологического наставника, Rashtriya Swayamsevak Sangh (RSS), включая его критические посты в Facebook и Twitter.
“Его студенческая активность и выступления против правительства также являются основной причиной его заключения”, – сказал Шайх в интервью Al Jazeera.
Адвокат также обвинил полицию в пытках Ахмеда в заключении.
“Суперинтендант и заместитель суперинтенданта полиции пинали, били и издевались над ним. Ему говорили, что мусульмане заслуживают тюрьмы”, – сказал Шайх.
2 апреля специальная оперативная группа (STF) полиции Уттар-Прадеш подала в суд Матхуры обвинительное заключение на 5 000 страницах против Ахмеда, Каппана, Рахмана, Алама и еще четырех человек, которые были добавлены к делу позже.
Адвокаты обвиняемых до сих пор не получили копию обвинительного листа, им предоставили только 22-страничную справку. В справке, с которой ознакомилась “Аль-Джазира”, 44 из 55 человек, названных в качестве свидетелей обвинения, являются сотрудниками полиции.
В качестве предполагаемого доказательства “прямой связи” Ахмеда с PFI приводится банковский перевод на сумму 2500 рупий (35 долларов) в 2018 году. Его знание малаялам, языка, на котором говорят в Керале, приводится в качестве причины, по которой он считался надежным человеком для мусульманской группы.
“Полиция намерена придумать историю и сделать так, чтобы он долго страдал за решеткой”, – сказал Шайх.
Опасения за безопасность в тюрьме
Семья Ахмеда опасается за его безопасность в тюрьме. Во время телефонного разговора в марте он сказал им, что опасается физического нападения со стороны заключенных, которых перевели в его тюремный блок.
“Из-за его мусульманской принадлежности и обвинений, выдвинутых против него, его считают врагом нации, и были попытки напасть на него. Он боялся, что они могут подмешать что-то в его еду, чтобы убить его”, – сказал брат Ахмеда Хан.
Он написал несколько писем чиновникам правительства штата, включая генерального директора полиции Хитеша Авасти, с просьбой обеспечить безопасность его брата, но не получил никакого ответа.
Шайх также обвинил руководство тюрьмы в “постоянном психическом насилии и обращении с ним как с рабом”. По его словам, сотрудники тюрьмы отказывают Ахмеду в книгах и своевременной еде, заставляют его выполнять тяжелую работу, а иногда помещают в изолятор.
Они нарушают все его права человека”, – сказал Шайх в интервью Al Jazeera.
Разлука с сыном сказывается на физическом и психическом здоровье Биби, но она говорит, что это не ослабит ее решимости доказать невиновность сына.
“Он выступил против несправедливости”, – сказала она сквозь слезы. “И теперь я не позволю никому поступить с ним несправедливо”.