С наступлением 1930-х годов советские архитекторы начали охладевать к авангарду и обращаться к классическим канонам. Одним из знаковых моментов этого процесса стало появление стиля сталинский ампир. Давайте поговорим о связанных с этим периодом местах Москвы, которые всем нам визуально хорошо знакомы.
Самый большой (и непостроенный) памятник Ленину
В середине 1930-х годов среди мастеров архитектуры проводился конкурс по Дворцу советов, это было очень продуктивно и профессионально интересно. Победу одержал проект переосмысленного монумента работы Бориса Михайловича Иофана с колоннами и гигантской статуей Владимира Ильича Ленина. Но в последствии реализован он не был за исключением одного элемента (читайте до конца).
Об удивительном Дворце Советов и его технических особенностях мы расскажем в одной из следующих статей. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
На стыке двух течений
Архитектура 1930-х годов балансировала между конструктивизмом и традиционализмом. Одно из самых узнаваемых конструктивистских зданий этого периода — Библиотека СССР им. В. И. Ленина, расположенная на одноименной станции метро, архитекторы — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх.
Знаменитый дом на Моховой
Архитектор Иван Владиславович Жолтовский был главным представителем традиционализма в обозначенном периоде, в этом ему помог опыт архитектора-неоклассициста, полученный еще до Революции. Так появился жилой дом на Моховой, совмещающий современную планировку и большой ордер, не несущий никакой конструкционной нагрузки. В народе этот переломный для советской архитектуры дом прозвали "гвоздем в гроб конструктивизма".
Кстати, большой ордер — это композиция фасада здания с колоннами или пилястрами, охватывающими два и более этажей. В 1930-е годы этот прием стал настоящим трендом, эстетичным, но не самым целесообразным в плане рациональности.
Архитектурный памятник на ВДНХ
Возвращение к классике в миксе с новым — это в том числе и про ВДНХ, в частности про павильон "Ленинград и Северо-Восток РСФСР" (ныне "Оптика"), сохранившийся до наших дней. Архитектуру здания можно охарактеризовать как советский ар-деко.
А что насчет метро?
Строительство московского метрополитена также происходило под влиянием новых и старых канонов. Например, архитектор Иван Фомин разработал проект станций Красные Ворота (1935) и Театральная (1938, тогда Площадь Свердлова), следуя сугубо классике.
Его же коллега Алексей Душкин построил Кропоткинскую (1935, ранее Дворец Советов) и Маяковскую (1938) согласно принципам легкости и рациональности.
Маленькая часть чего-то большего
Кремлёвская АЗС на Волхонке является единственным реализованным элементом Дворца Советов и одним из сохранившимся до наших дней образцом советского ар-деко.
Триумф ампира
К концу 1930-х неоклассицизм одерживает победу над конструктивизмом. Архитектуру Страны Советов можно было охарактеризировать как пышную, парадную. Так оформился стиль сталинский ампир. Эти тенденции коснулись многих других сфер творчества, в том числе прикладного и декоративного.
Мы обязательно продолжим цикл статей об истории архитектуры нашей родины, а Вы поддержите нас лайками и подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!