Найти в Дзене

Тонкие материи Толстовского дома

Одно из самых знаменитых доходных зданий Санкт-Петербурга - Толстовский дом – не имело отношения ко Льву Николаевичу. Однако оно было связано со многими другими писателями и знаменитостями. Дом легко узнать: если пройти по набережной Фонтанки от Аничкова моста в сторону Гороховой, вы сразу заметите здание с огромной аркой высотой в три этажа. Пресс-служба Главгосэкспертизы России расскажет и о других архитектурных особенностях Толстовского дома.

Для начала поясним, почему дом – Толстовский. Дело в том, что хозяином участка был один из славных представителей обширного рода графов Толстых - Михаил Павлович. Герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, он освобождал Болгарию, сражался на передовой при обороне Шипки, был ранен и позже получил орден св. Георгия. В 1910 году Михаил Толстой решил построить на своей земле доходный дом и заказал проект модному архитектору Федору Лидвалю – обрусевшему шведу, выпускнику Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств.

Лидваль был ярким представителем стиля «северный модерн», и во многом благодаря его работам сложился современный облик исторической части Санкт-Петербурга. До встречи с Толстым Федор Иванович успел построить в северной столице десяток доходных домов, знаменитый особняк для Эммануила Нобеля, здания Второго Общества взаимного кредита и Азовско-Донского банка, перепланировал старейшую петербургскую гостиницу «Европейская». Сразу после Толстовского дома он возведет знаменитую «Асторию» - на тот момент самый прогрессивный в техническом отношении отель России.

Строительство доходного дома графа Михаила Толстого стало для Лидваля как бы генеральной репетицией перед созданием главного его шедевра, «Астории». И опыт, полученный при возведении здания, очень ему пригодился при разработке ее проекта.

При проектировании Толстовского дома сразу были предусмотрены лифты, прачечная, система вентиляции, отопления, водопровод и такая роскошь для того времени, как канализация. Был здесь оборудован и гимнастический зал, в котором регулярно занимался писатель Александр Куприн. Лидваль строил прототип современного жилого комплекса - здание, в котором функционируют различные службы. Например, на мансардном этаже располагались мастерские, в которых затем поселилась небогатая богема.

Как и в большинстве доходных домов, квартиры здесь предполагалось сдавать и очень богатым людям, и тем, кто имел небольшой доход. Для первых предназначались роскошные квартиры, которые занимали половину этажа, а для вторых – скромная планировка: длинный коридор и маленькие квартирки вдоль него. Санузел здесь был общим. Кстати, номера квартир в Толстовском доме были и остаются трехзначными, где первая цифра, как в гостиницах и офисах, обозначает этаж.

Планировка здания предусматривала проходной двор, ведущий с улицы Рубинштейна на набережную Фонтанки. Уже упомянутая арка, которая так выделяется со стороны реки, как раз и обеспечивает этот проход. Дом занимает целый квартал, и три его парадных внутренних двора, которые выстроены анфиладой, декорированы так же нарядно, как и главные фасады, - тесаным известняком, кирпичом и штукатуркой. Именно на фоне этих стен снимали знаменитые телефильмы с Василием Ливановым в роли Шерлока Холмса: локации выглядят весьма по-лондонски. Однако у дома есть не только парадные, но и «простые» дворы, куда выходят черные лестницы. В советское время парадные дворы изменились: в центре их разбили газоны и клумбы. Установили также и фонтан, но до наших дней он не сохранился.

Одним словом, спроектированные Лидвалем дворы выгодно отличались от депрессивных петербургских «колодцев». Никому не хотелось здесь, как Всеволоду Гаршину, кидаться в лестничный проем. Во всяком случае, племянник писателя, Владимир Гаршин, главный патологоанатом Ленинграда, проживавший в квартире 459 Толстовского дома, к счастью, таких попыток не предпринимал. Люди с удовольствием прогуливались, или, как тогда говорили, фланировали по толстовским дворам. Одно из самых эффектных украшений дворов – светильники из кованого железа, подвешенные в проездах, - сохранились со времен постройки дома.

В оформлении фасадов использованы вазоны и фигуры, как выразился один из жителей Толстовского дома, писатель Евгений Рейн, «полу-львов — полу-грифонов». По бокам арочных проездов располагаются пилястры, над ними — изображения наверший египетских обелисков. Во всем этом многие видят масонские знаки, но это обычная история для Санкт-Петербурга: здесь редкое здание обходится без масонской «печати».

Толстовский дом связан с именами многих известных людей. Взять хотя бы то, что в его стенах располагалась редакция знаменитого журнала «Новый Сатирикон». Его издатель, Аркадий Аверченко, жил тут же в квартире 203 до самого своего отъезда из Петербурга в 1918 году. В гостях у своего друга князя Михаила Андроникова здесь часто бывал и устраивал свои мистические ритуалы Григорий Распутин. Самого Андроникова Владимир Пикуль описал в своем романе «Нечистая сила». Авантюры и аферы князя были настолько дерзкими, что по требованию домовладелицы графини Ольги Толстой он был выселен из дома. После революции беспринципный Андроников стал начальником Кронштадтской ЧК.

К редактору издательства «Алконост» Самуилу Алянскому в Толстовский дом приходили Блок, Зощенко, Каверин, Анненков, Ахматова. Анна Андреевна вообще бывала здесь часто, ведь в Толстовском доме жили несколько ее друзей. Одним из них был уже упомянутый Рейн, который принимал у себя также Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Александра Кушнера.

В наши дни здесь жил прекрасный «мистер Трололо» - Эдуард Хиль, скульптор Михаил Шемякин, генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман.

В 1970 году Толстовский дом получил статус памятника градостроительства и архитектуры регионального значения. С 1988 года дополнительный охранный статус дому обеспечивало то, что он входил в Объединенную охранную зону Санкт-Петербурга. Эта зона соответствует границам исторического центра города, а он признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в 2008 год охранная зона была сокращена, и Толстовский дом попал в зону регулируемой застройки.