Автор: nekojiru.
Мы привыкли считать, что талантами женщины наделены в значительно меньшей степени, нежели мужчины. Талант вышивать крестиком, варить борщ и подтирать попы младенцем не в счет. Да и действительно, сколько женщин-художниц вы можете назвать? Немного, гораздо меньше, чем мужчин. Известная женщина-художник скорее исключение, чем правило.
Но природная “гениальность” мужчин тут вовсе ни при чем, не виновны в этом ни особенности мышления, ни гендерные особенности психики. Причина кроется скорее в том, что социальная роль женщины много веков была столь строго регламентирована, что никаких занятий кроме домоводства, рукоделия и детовыращивания она иметь не могла.
Однако, в XIV веке Джованни Боккаччо, известный нам своим хрестоматийным “Декамероном”, пишет трактат “О знаменитых женщинах” («De claris mulieribus»), основываясь на труде Плиния Старшего. Среди 106 женщин, помимо праматери нашей Евы, всяческих многочисленных богинь и цариц, упомянуты были несколько древних художниц.
Это Тимарет, дочь Микона, которая по словам Плиния Старшего "пренебрегла обязанностями женщин и занималась искусством своего отца".
А вот Эйрена (или Ирина), тоже гречанка, творившая тоже до нашей эры.
Это Иайя Кизикская, известная так же под именем Марсия. По словам Плиния Старшего она осталась старой девой, а значит от искусства ее ничего не отвлекало. Вот еще одно ее изображение.
Предотвращу вопросы о нелепых нарядах этих гречанок. Художникам вплоть до XIX столетия было глубоко плевать на историческую достоверность. Они вряд ли даже задумывались, что в период античности одевались иначе, а рисовали окружающую их действительность.
В Средневековье художников за людей не считали. Ну точнее, считали обычными ремесленниками. Женщине на этом поприще оказаться было непросто, точнее невозможно. Зато был иной путь - монастыри, где можно было переписывать рукописи и иллюстрировать их. Некоторые особо честолюбивые особы вставляли в них собственные портреты.
Вот, например, Геррада Ландсбергская, знатная девушка, жившая в XII веке в Священной Римской империи и ушедшая в молодом возрасте в монастырь. Она была не только переписчицей, но и автором. Сама иллюстрировала свои произведения.
Эта немецкая монахиня XII века по имени Гуда тоже припрятала свой автопортретик посреди текста.
Озорная Клариксия изобразила себя, вцепившейся в заглавную букву, судя по одежде, эта девушка не была монахиней, а всего лишь воспитывалась в монастыре.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также: