Профессионал с многолетним опытом объясняет, как не ошибиться при выборе свадебного организатора, чем опытный профессионал в свадебной сфере отличается от новичка-дилетанта, как проверить добросовестность организатора свадеб и как не стать жертвой свадебных мошенников.
КАК ОТЛИЧИТЬ НОВИЧКА-ОРГАНИЗАТОРА, ОРГАНИЗАТОРА-ДИЛЕТАНТА ОТ ПРОФЕССИОНАЛА?
Во-первых, нужно посмотреть на ценовую политику агентства или частного организатора. Нужно спрашивать стоимость конкретных услуг — найма того или иного ведущего, фотографа, другого специалиста, конкретного музыкального коллектива. Допустим, организатор называет вам цену. После этого вы спокойно прозваниваете интересующих подрядчиков и уточняете у них условия и стоимость. По результатам смотрите, насколько отличается та информация, которую вам преподнёс организатор, от того, что вам озвучивает подрядчик напрямую. Понятно, что сумма может незначительно отличаться, если же она отличается очень сильно, то вас, вероятно, вводят в заблуждение. А если организатор вас обманывает уже на таких этапах, то стоит ли доверять такому человеку организацию вашего долгожданного торжества?
Однако всегда имеет смысл обсудить разницу. Прямо так и сказать организатору: «Вы озвучили мне сумму за выступление этого музыкального коллектива в шестьдесят тысяч, а сами музыканты назвали сорок пять. Почему такая большая разница?». Если организатор опытный, не дилетант и не наврал вам, то он чётко и быстро объяснит, почему так произошло. Возможно, группа озвучила только стоимость самого выступления — то есть свой собственный гонорар, а организатор уже заложил в цену и гонорар, и аренду оборудования, и райдер группы, чтобы потом не было сюрпризов. Музыканты же могли объявить о дополнительных тратах на оборудование и райдер уже после.
Профессиональный и честный организатор любую подобную ситуацию сможет чётко объяснить и разложить по полочкам. А новичок или тот, кто просто хотел навариться на клиенте, начнёт плавать, что-то на ходу придумывать, говорить какую-то ерунду, раздражаться, переходить на эмоции или менять тему. Спокойно объяснить, откуда такое ценообразование, он не сможет.
ДРУГОЙ ПРИЗНАК НОВИЧКОВ И НЕ САМЫХ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ — ОНИ ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЯТ, БОЯТСЯ ДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
Новичкам может казаться, что они обладают суперэксклюзивными знаниями, и пока вы не подписали с ними договор, они вам под дулом пистолета ничего не расскажут, не порекомендуют ни одну фамилию, не назовут ни одного заведения. Это ошибка чаще всего именно новичков, неуверенных в себе организаторов и организаторов не очень адекватных. Адекватный опытный организатор уверен в себе, совершенно спокойно рассказывает клиенту о положении дел на рынке, не боится давать рекомендации ещё на стадии знакомства. Профессиональный организатор уверен в себе, знает себе цену и знает, где и в чём без него не обойтись. Очарованный обилием информации клиент скорее заключит договор, чем клиент, не получивший вообще никакой информации, а значит, и представления о профессионализме организатора.
ХОРОШИЙ ОРГАНИЗАТОР НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ЖАДНИЧАТЬ И ПРЯТАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ.
МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ СВАДЕБ
Мошенники в свадебной сфере, конечно же, бывают. Это наиболее актуально для больших городов. Чем меньше город, тем специалисты порядочнее, просто потому что репутация каждого на слуху, в маленьких городах все друг у друга на ладони, главная реклама — это сарафанное радио, любые плохие рекомендации очень быстро разнесутся по всему городу. Ну а в большом городе легко затеряться, поэтому здесь нужно с особой внимательностью подходить к выбору специалистов, заключению договоров. Какие случаи бывают? Иногда берут предоплату и исчезают. Такое бывает с ведущими, фотографами. Просто пропадают, не отвечают на сообщения, не берут трубку или вовсе отключают телефон, на свадьбу не приезжают.
ПОМИМО МОШЕННИКОВ ВСТРЕЧАЮТСЯ И ПРОСТО НЕ САМЫЕ ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ, КОТОРЫЕ СРЫВАЮТ СРОКИ, ЗАДЕРЖИВАЮТ СДАЧУ МАТЕРИАЛОВ — ЭТИМ ГРЕШАТ ОБЫЧНО ФОТОГРАФЫ И ВИДЕООПЕРАТОРЫ.
Вместо оговорённых трёх месяцев или даже полугода вы будете год, а то и два, звонить им и вытрясать из них ваши свадебные фотографии. Такое тоже бывает, порой может дойти до судебного разбирательства. Однако в тех случаях, о которых я слышала, дело решалось в пользу клиента.
Вообще, на самом деле, нужно быть одновременно бесстрашным и очень глупым, чтобы заниматься мошенничеством в этой сфере. Это не такие большие деньги, а судебное преследование — вполне реальная угроза. То же касается и недобросовестных исполнителей — репутация в свадебной сфере намного дороже.
И здесь опять же может помочь опытный организатор, у которого есть свой пул подрядчиков. Профессиональный организатор работает со своей командой, с которой уже съел пуд соли и за которую полностью несёт ответственность. По договору организатор ручается за работу своей команды материально. Справедливости ради стоит отметить, что и среди организаторов, как частных, так и работающих в агентствах, встречаются недобросовестные исполнители, но их недобросовестность чаще всего заключается в неоправданном намеренном завышении цен.
Александра Марченко, свадебный организатор, агентство Art de Vivre