Найти тему
Спроси Новикову

Что такое «мировой шедевр» и как он им становится

Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой" (1665)
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой" (1665)

Для начала разберемся что включает в себя этот термин. Шедевром считается уникально творение, высшее достижение мастерства. Шедеврами чаще всего называют произведения изобразительного искусства, литературы или музыки, но ими также могут быть и достижения науки и техники. Что первое приходит на ум, когда мы слышим про шедевр? Конечно же мировая известность и значимость.

Рассмотрим этот феномен на примере живописи. Мы должны понимать, что не все картины знаменитого художника мы можем назвать шедевром. Также им не может называться картина, которая долгое время находится в частной коллекции и представлена узкому кругу людей. Даже мнение популярных искусствоведов и коллекционеров не поднимает уровень картины до шедевра. И все же для того, чтобы произведение вышло на новый уровень оценки оно должна иметь определённые критерии, которые не сложно определить.

-2

Первый из них – это новаторство. Кого мы называем гениями? Людей, которые приносят в этот мир совершенно новый взгляд на привычные для нас вещи. Новые средства выражения и выход за рамки общепринятого – именно то, что должно присутствовать в шедевре.

Второй признак – это мастерство. Творец должен вложить максимум своего творческого ресурса, отточить то самое мастерство и только тогда может родиться поистине прекрасное произведение, сотканное из труда, времени и усилий.

Но и это еще не все. Послание, которое несет в себе произведение, также должно быть наполнено смыслом и нести какую-то идею в массы. Часто, мы из-за неправильного толкования увиденного не можем по праву оценить шедевр, но расширяя кругозор и интересуясь различными темами мы развиваем гибкость и креативность ума, тем самым давая шедевру шанс быть оцененным.

Не менее важный аспектом оценки является та связь со зрителем, та атмосфера, которую создает картина. Она должна задавать вопросы, на которые каждый отдельный человек сможет найти ответ сам. Интерактивность – вот еще один важный показатель шедевра.

Чтобы создать ощущение причастности и заставить зрителя испытывать определённые эмоции художники, создавшие мировые шедевры, используют социально-значимые сюжеты, которые освящают проблемы, страхи и опасения. Зритель рефлексирует и лучше понимает через образы послание, изображенное на картине.

Не менее важным является и авторский стиль произведений. Мы через рисовку, цветопередачу и сюжеты можем опередить самых знаменитых авторов, например Васнецова или Да Винчи. Уникальность делает автора знаменитым даже для тех, кто не разбирается в искусстве. Взгляд улавливает знакомые мазки, и мы понимаем примерно, что может стоять за данной картиной.

Психологизм картины схож со смыслом, которое несет произведение, но это немного другое понятие. Оно затрагивает глубинные переживания зрителя, вызывает порой не совсем приятные ассоциации или тревожные мысли, несет на себе отпечаток какой-то сильной эмоции. И именно это понятие показывает нам, что данное произведение может влиять не на одно поколение зрителей, оно становится бессмертным через глаза других людей.

Ну и наконец, целостность произведения дает нам удовлетворение от просмотра, что тоже немало важно при просмотре шедевра. Мастер в своем лучшем творении старается убрать все лишние, не играющие роль, детали, подчеркнуть важное и сделать послание открытым и максимально лаконичным.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» Источник: https://allpainters.ru/mone-klod.html
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» Источник: https://allpainters.ru/mone-klod.html

Соблюсти все эти 8 факторов поистине сложная работа, но награда за это действительно того стоит. Не редко случалось, что при жизни та или иная картина была отвергнута авторитетной школой живописи и самими же современниками была не понята. Но именно время сделает свой главный вклад в популяризацию отвергнутой ранее картины. Если творчество автора в свое время было слишком прогрессивным и шло наперекор общепринятым традициям письма, то в будущем есть вероятность того, что автор найдет свою аудиторию в более позднем поколении. Так было и с Моне, Ван Гогом, Вермеером и не только в сфере живописи. Например, гениальность композитора Себастьяна Баха общество признало только после его кончины.

Винсент Ван Гог. Ирисы 1889
Винсент Ван Гог. Ирисы 1889

Из этого всего я хочу сделать вывод. Не все то, что на слуху у массы может стать гениальным шедевром впоследствии. Не одно поколение должно оценить труды мастера и сопоставить со своим бытием, чтоб через эту невидимую завесу под названием Время, автор картины смог дотронуться до души зрителя и оставить на ней свой неизгладимый след.