Найти тему
Сергей Бороздин

Отзыв на книгу протоиерея Леонида Цыпина "Вселенная, Космос, Жизнь"

Для меня высказывание человеком своего понимания мироустройства является показателем разумности этого человека. Прочитав книгу Л. Цыпина, скажу: этот мыслитель, увы, недостаточно разумен, несмотря на то, что получил высшее образование как физик-теоретик и занимал высокое положение служителя и апологета православной церкви. Уровень разумности каждого человека определяется степенью гармонии ума и чувства. Познания Цыпина широки и глубоки как в области наук, так и в толковании "Шестоднева" Библии. Но чувствование себя апологетом-защитником религии православной церкви замутняет этот светлый ум.

Именно поэтому он проходит мимо упомянутого им же закона "золотого сечения", не делая даже попытки применить его к конкретной хронологизации "дней творения" мира. Как результат, заявленная Цыпиным хронология вселенной космоса и жизни выглядит аморфной и неубедительной. И окончательно делает её таковой обращение Цыпина к гипотезам (Козырева и др.) как к научному подтверждению божественного происхождения мира. Человек в трезвом уме никогда не поставит гипотезу в качестве доказательства своего утверждения. Да, светлый ум мыслителя Цыпина был явно помрачён религиозным чувством Цыпина – протоиерея.

Мне досадно за человека, который был в шаге от открытия – и прошел мимо. Чтобы скомпенсировать, смикшировать досаду эту, я готов шагнуть к открытию хронометрии Вселенной, используя закон "золотого сечения" применительно ко времени. Этот закон гласит: "Целое так относится к большей части, как большая часть – к меньшей". В нашем случае, применительно ко времени, это означает ступенчатое, последовательное деление на 1,61803339887.

День "один" Цыпин характеризует как целое, как всё время от начала света до его конца, с чем я, безусловно, согласен: обе мои хронологии построены на этом утверждении. Однако замечу: если Моисей не говорит о дне первом, это вовсе не означает, что его не было. Логика (Бога ли, Его ли творения) всегда одна, и она неумолима: если есть второй и последующий дни, то должен быть и день первый. Исчислим же его длительность в этой хронометрии с применением «золотого сечения.»

13755 млн. : 1,61803339887 = 8501 млн. лет

13755 млн - 8501 млн = 5254 млн. лет

Итак, день первый длился около пяти с четвертью миллиардов лет и может быть охарактеризован как время возникновения света, его трансформации в звёзды первого поколения Вселенной – первого неба и земли. В конце первого "дня" жизнь большинства этих звёзд закончилась, они превратились в сверхновые, насытив космос тяжёлыми химическими элементами, необходимыми для возникновения жизни.

"День второй" Библия описывает как время, когда образуется новое, второе небо – твердь, разделяющая воды. Для того, чтобы исчислить "день второй", необходимо дату конца "дня первого" разделить на коэффициент "золотого сечения" – дважды.

8501 : 1, 618 = 5254

5254 : 1,618 = 3247 млн. лет

Чтобы исчислить "день третий" надо... верно, произвести деление трижды

3247 : 1, 618 = 2006

2006 : 1,618 = 1240

1240 :1,618 = 766566556 лет

В период от трёх с четвертью миллиардов лет до 766 млн. лет на Земле появляются моря и возникает суша – материки. Появляется и растительность, как верно отмечает Цыпин вослед Вернадскому.

"День четвёртый" исчисляем четырёхкратным делением на коэффициент "золотого сечения". Результат – этот "день" длился от 766,5 до почти 112 млн. лет назад. В этот "день" плотная оболочка над Землёй разредилась, и наблюдатель мог видеть над собою небесные тела – Солнце, Луну и звёзды, мог исчислять по ним дни и годы. Се – явление неба третьего.

В день пятый происходит заселение морей большими рыбами. побережий – пресмыкающимися и птицами. Этот "день" длился от 112 до 10 млн. лет назад.

В "день шестой", от 10 млн. до 562000 лет назад появляются "животные от земли" и первый человек. Учёные подтверждают, что предок "человека разумного" появился 500-600 тысяч лет назад.

Такая вот стройная возникла у нас временная картина развития мира. Цыпин пишет в своей книге об удивительно тонкой настройке основных параметров Вселенной, но...

Но мы-таки пришли к видению, пониманию хронометрии развития Вселенной.

А теперь о "дне седьмом". Полмиллиона лет назад, как вы понимаете – седая старина. Учёные откопали митохондриальную Еву, которая жила 200 тыс. лет назад. До по Адаму хондрящей Лилит еще не добрались. А она, как утверждает предание, была! Право слово, не будь её тогда, не было бы и слуха о ней - яркой представительнице матриархата, не западали бы и современные мужики на "роковых" женщин. Во времена седые власть женщины держалась исключительно на мощном половом влечении к ней мужчины. Впрочем, мужчины – это сильно сказано. Самца. В мужчине ценен ум. В самце – стремление обладать самкой, жажда наслаждения. Чем в полной мере и пользовалась Лилит-Ева во все времена.

Учёные утверждают: мощное половое влечение чрезмерно затрудняло, замедляло развитие интеллекта. Потоп, будь он всемирным, поставил бы точку и пресек бы эту чрезмерную зависимость мужчин от женщин. Но тогда он пресек бы и род человеческий, поставил бы точку – крест на нём. Локальный же, библейский потоп поставил лишь многоточие...

Однако, вернёмся к хронологии. Библия в "родословии Адама" говорит о десяти патриархах – и для составления нашей хронологии нам важна именно эта цифра 10 как указание на десять последовательных делений. Но в предыдущих главах книги "Бытие" повествуется и о родословии Каина. Датировка при этом не проводится, да она и не важна. Родословие Каина дано лишь для того, чтобы показать, что человечество развивалось ещё и иным путём. Библия показывает развитие рода человеческого, жёстко выделяя два его пути. Если сифиты идут путём культа – путём законодательного сдерживания инстинктов, путём запрета страстей, то каиниты – путём раскрепощения чувств. Сифиты утверждают культуру, каиниты – цивилизацию.

Эти пути так отражены в библии: у сифитов по одной жене, их яркий представитель Енох ходит перед Богом, т.е. воспринимает спасительные знания, истины и распространяет их среди людей. Каиниты на одножёнстве не зациклены, идут в освоении мира методом проб и ошибок – и именно потомки Каина становятся скотоводами, создателями музыкальных инструментов, кузнецами – т.е. ремесленниками. Человечество может двигаться и движется вперёд только двумя этими путями: созидая цивилизацию и культуру. Лишь путь культа – отрыв от реального мира. Путь лишь цивилизационный – увязание в болоте быта, потребительства.

Итак, около 562 тысяч лет назад появляется Адам. Хронометрия человеческого развития учитывает только линию адамитов – сифитов, т.е. нам предстоит произвести десять делений на число золотого сечения, чтобы достичь "эпохи Ноя". Произведя их, обнаружим, что он "жил" от 7393 до 4569 лет назад. Таким образом, его эпоха длилась 2824 года. Сопоставим это время со временем библейской "жизни" Ноя – 950 лет. Это сопоставление даст нам время потопа.

950 - 2824

350 - Х

Х = 1040 лет

Теперь 4569 + 1040 = 5609 лет, т.е. 3567 год до н.э.

Эта эпоха характеризуется историками как "медный век", хотя тогда уже умели обрабатывать и железо метеоритного происхождения. Время это совпадает с датой реального наводнения в районе междуречья Тигра и Евфрата, почти уничтожившего зарождающуюся цивилизацию шумеров. Разница во времени с датой библейского потопа в редакции Септуагинты всего 321 год.

Пора подвести итоги предпринятого нами хронологического исследования.

1. Положенный в его основу принцип золотого сечения – действенен.

2. При использовании этого принципа для определения длительности каждого из шести "дней" творения обнаруживается точное соответствие каждого "дня" с научно аргументированными космологическими, геологическими, биологическими и историческими данными и свидетельствами Библии,

3. Библия, жёстко и грубо разделяя два пути развития допотопного человечества, грешит против объективной истины в угоду истине религиозной. Как каждый из людей развивается в среде определённой и цивилизации, и культуры, так и каждое общество развивается как сообщество со своими цивилизационными и культурными особенностями и ценностями. Подтверждением этому в самой Библии служит, в частности, то, что и каиниты, и сифиты имеют одинаковые имена, а имена последних из них, Ноя и Ноемы – однокоренные. Ной – спасение, помощь. Ноема – миловидная, красивая. Вспомним имена первочеловека. Адам создан из адамы – красной – красивой, хорошей, т.е. культивированной земли. Его жена Ева сотворена как помощница. Здесь мы видим ту же внутреннюю связь понятий красоты и спасения, что и у Ноя с Ноемой. Воистину, красота и губит, и спасает мир.

4. Леонид Цыпин, будучи энциклопедически эрудированным человеком, не смог положительно и убедительно разрешить проблему согласования Библии и науки по причине необъективности, коренящейся в его гипертрофированном религиозном сознании. В этом – беда всех адептов: в дисгармонии ума и чувства. Чтобы обнаружить и объяснить законы бытия, нужно быть вполне человеком – иметь эту гармонию, как пел Б. Окуджава "Нужно что-то среднее, да где ж его взять?". В себе, только в себе, господа.

Вывод: закон золотого сечения, при применении его к толкованию хронологии книги "Бытие", довольно точно раскрывает картину развития мира во времени. Однако для более полной, объемной картины развития мира и человека я предлагаю вам ознакомиться с ещё двумя хронологиями. Найдите в интернете произведения С. Бороздина "Слово" и "Йом Элогим. Вослед "Слову".

24.04.2015