(хватит нам играть роль суперменов и вмешиваться в самые разные международные политические процессы, довольно уже, СССР много помогал и раздавал денег "братским" компартиям и режимам, однако взамен получил для себя лишь бедность, моральную усталость, отсталую промышленность и всенародное недовольство, что в итоге привело к распаду Советского Союза, долги которого ещё и повесили на Россию, а это было около $200 млрд и выплачивали их до 2007 года)
Мы никуда не вступаем. Да нам и нельзя вступать. Как начнем вступать, так обязательно на что-нибудь и наступим.//Черномырдин В.С.//
Я никогда не верил в бескорыстность Запада и всегда понимал, что это наш исконный цивилизационный враг. Не знаю почему так, но это, видимо, на генном, спинно-мозговом уровне, на памяти наших предков, которые раз за разом обламывали рога супостатам, пожелавшим земли русской. Вот и наше верховное начальство, наконец-то, отлепило розовые очки и пообещало вышибить зубы всем тем, кто опять пытается раскрыть пасть на наши территории и природные богатства. А таковых практически целый мир, правда, тут несколько сместились акценты и наметились серьезные терки между нынешними экономическими гигантами - Китаем и США. Но тут смущают непонятки в тактике разрешения имеющихся противоречий, а точнее претензий Вашингтона к Пекину. Диффузия этих двух экономик достаточна глубока и обширна и кто сильнее пострадает при расширении конфликта - большой вопрос. Китай сегодня для Америки второй по величине инвестиционного портфеля владелец гособлигаций (трежерис) на сумму $1.06 трлн. При этом товарооборот между странами в прошлом году составил около $587 млрд и сальдо в пользу Китая по экспорту достигает $317 млрд.
Резкий разговор в марте с.г. в Анкоридже между Блинкеным и китайской делегацией заставил и Евросоюз обозначить себя как сателлита и вассала США и задать Пекину по сути провокационные вопросы о проблеме труда и автономии уйгур в Синьцзяне. Напомню, что по данным Евростата, Китай в 2020 г. стал главным торговым партнером ЕС. Импорт товаров из Китая в ЕС увеличился в прошлом году на 5,6% до 383,5 млрд евро, экспорт из ЕС в Китай вырос на 2,2% до 202,5 млрд евро. Между тем импорт из США в ЕС сократился на 13,2% до 202 млрд евро, а экспорт из ЕС в США – на 8,2% до 353 млрд евро.
Как видно из цифр, определенное основание для демарша китайцев в отношении американцев имеет место. Другое дело, что Китай оказался в ситуации, когда требуется правильно оценивать все риски, чтобы не оказаться под скоординированным ударом Америки и Европы. Нельзя никому недооценивать силу и власть диктатуры буржуазии, а опыт в подковёрных интригах и политиканству у американского истеблишмента просто огромный. Витавшие среди читателей и экспертов разговоры о возможном более плотном сотрудничестве России и Китая оказываются лишь разговорами и вчера двухмесячная пауза Пекина закончилась звонком в администрацию Байдена. Торговый представитель США Кэтрин Тай и вице-премьер Китая Лю Хэ провели «откровенный, прагматичный и конструктивный» разговор, говорится в онлайн-заявлении министерства торговли КНР на китайском языке, переведенном CNBC. Подробностей не сообщается, тем не менее, министерство заявило, что обе стороны согласились на дальнейшее общение, и охарактеризовало призыв как «взаимоуважение». Пекин постоянно использует эту фразу, когда призывает к более выдержанному и благоприятному общению с США.
Очевидно, что Китай не торопится к расширению конфликта и явно показывает свою готовность к переговорам по торговой войне и о снижении тарифов, утвержденных Трампом, но вот США четко демонстрирует свою жесткость, не закупая китайские товары в объемах, предусмотренных торговым соглашением. Процесс воспитания непокорного Пекина только набирает обороты и горячие слова китайцев о собственном достоинстве для прожженных американских политиков ничего не значат. Вот и попытки Китая показать зубы американскому капиталу обречены на провал, вскормленное Америкой китайское экономическое "чудо" не в той весовой категории и пресс коллективного Запада, инициированный США, точно раздавит КНР. Повторяю, после двух месяцев молчания китайцы вышли на связь с Белым домом и это можно расценивать как попытку замять или сгладить мартовский скандал. Виноваты-с, однако.
Впрочем, чем дольше будет идти разборка двух "тигров", ну, как тигров-то, если Шерхан один, то у России будет больше времени на решение собственных проблем. Важно то, что наши власти никак не оценивали отношения между США и КНР, а занимали отстраненную и взвешенную позицию холодного нейтралитета. Это было мудро и правильно. У нас нет там интересов вот и нет нужды подписываться в непонятные и опасные стратегические игры. Возможно, что такая уверенно-сдержанная позиция Путина и привела к решению Байдена о встрече в Швейцарии и отказе от продолжения рестрикций в отношении СП-2, во всяком случае это может иметь и такое объяснение.
Вообще, тот режим ручного управления страной, который демонстрирует Путин в период пандемии, считаю, достаточно эффективен и против прежнего вальяжного правительственного толковища Медведев и Ко, несомненно, имеет преимущество. Вес и авторитет президента при обсуждении самых разных хозяйственно-экономических вопросов повышает и исполнительскую дисциплину, и персональную ответственность кадров. Вспомните, например, тему выплат врачам и медперсоналу за работу с ковид-пациентами и каким образом чиновная бюрократия хотела замотать этот вопрос. Или тема резкого роста цен на ряд продовольственных товаров и вопросы Путина к чистому управленцу, но теперь министру сельского хозяйства Патрушеву-младшему. Или вот недавнее неудовольствие Путина на слова вице-премьера Чернышенко по организации туризма в Долину гейзеров на Камчатке. Реакция Чернышенко была мгновенной, он вылетел на место для личного ознакомления с проблемой, которую ему, видимо, скудно и однобоко обрисовали исполнители.
Строго говоря, такой режим руководства страной нельзя признавать естественным и традиционным, тут требуется система и механизм управления, способные работать без всякой авральщины. Очевидно, что закономерно возникает вопрос кадров, т.е. профессионалов с опытом реальной производственно-хозяйственной работы. А их у нас нет в верхних эшелонах власти, там ближники первых лиц государства, сонм аппаратчиков, номенклатура и ставленники младореформаторов. И всё, круг замкнулся, там некому руководить, но там есть благостная когорта эффективных управленцев-менеджеров. И ладно бы профильный менеджмент, так ведь никто из них и не желает расти профессионально, повышать квалификацию, стажироваться и учиться. Невместно, они же правят-управляют. И вот результат такого хозяйствования и управления мы все видим. Везде, во всём и каждый день.
Я даже уже и не говорю о реформах, трансформации нашей экономики и ее структурной перестройке, ибо любые изменения планируют и осуществляют люди. И если наше начальство реализует модель управления из арсенала МВФ, где руководителем назначается человек, который умеет считать деньги, то чего мы ждем-то? Как счетоводы-кассиры или финансисты могут управлять реальными предприятиями в производственно-технологическом кластере экономики? Но такой подход нам насоветовали забугорные специалисты, нарисовали и придумали методические указания, которые совершенно не соответствуют реалиям переходной экономики. Вспомните, рынок свободен и саморегулируем, ну-ну, вот только почему-то в любом западном государстве его регуляторная функция чрезвычайно востребована и широко применяется, например, для балансировки в социальной сфере. Почему забыты проверенные подходы к подбору руководящих кадров, которые внедрял Форд и которые успешно использовали при советской власти? Форд, например, никогда не допускал к руководству тех лиц, которые не проходили реальную производственную практику на заводе или на сборочном конвейере. Деньги для финансиста предмет труда, а вот для производства они лишь средство. Эти азы финансово-хозяйственной деятельности, увы, недоступны для понимания нашего начальства.
Главный вопрос сегодня заключается в том, что насколько полно и грамотно смогут наши начальники распорядится тем международным политическим безвременьем, которое имеем на данном этапе. США, помимо выяснения отношений с Китаем, имеет массу внутренних проблем, там никак не спадает вал протестов афроамериканцев и раскручивается охота на трампистов. В эту же копилку: пандемия и мировая рецессия добавляют нешуточных хлопот, впрочем, Байден легко их обходит - запрошено у ФРС допечатать фантиков-долларов на сумму более $ 4 трлн. И похоже, что новую администрацию нисколько не беспокоит сумма общего госдолга, которая исчисляется в колоссальных $29 трлн. Финансовый пузырь продолжает раздуваться и печатный станок не простаивает.
Санкционная политика Запада в отношении России неприятный фактор, крайне, но достаточно позитивный, поскольку диктует необходимость перестановки внутриэкономических приоритетов России. Если сами не пожелали, то рестрикции вынуждают. Кто бы и чтобы не говорил, но реальный российский бизнес приучается работать и на Россию, а нефтяная удавка постепенно разжимается. Доходы в структуре бюджета от продажи углеводородов снизились до доли в 30%. Пересматривается отношение к офшорам, выводу капиталов и дивидендов из России. Растет экспорт сельскохозяйственной продукции, особенно, зерна, да и программы импортозамещения работают. Плохо ли, хорошо ли, но они работают и такой режим в целом благоприятен для нашей экономики. Скажете, что за идеи пира во время чумы, только когда у нас было по-иному? Всегда было так - Россия и остальной мир, вот и сегодня разве что-то поменялось? Конечно, нет, вот и самое время сосредоточиться на внутренних проблемах и экономике. Пора всем осознать, что наше Отечество есть самодостаточный русский мир и мы никогда не имели союзников. Мы мирный народ, ценим дружбу, но всегда готовы к защите своей Родины. Береги зубы, мир!